Жажда к знаниям



Однако, кроме добрых стариков-генералов, в Инженерном училище были и люди другого склада, служаки-ортодоксы, которые сочли более приемлемым вариантом для исключения возможности дальнейших эксцессов в училище удалить инженерного прапорщика И. Сеченова из коллектива, на который он оказывал слишком возбуждающее влияние. Эта черта характера,- способность быть в центре событий - сохранилась у Ивана Михайловича на всю жизнь.

Другая черта характера, которая проявилась еще в Теплом Стане и может быть охарактеризована как «жажда информации», любознательность и стремление к чтению, в стенах Инженерного училища получила свое дальнейшее развитие. Особенно остро ощущал Иван Михайлович отсутствие литературы во время летних лагерных сборов. Несмотря на разнообразие обстановки, возможность верховых прогулок (к которым у Сеченова была особенная страсть, возможно, воспринятая еще от отца), купания в море, ему недостает общения с книгой.
Жажда к знаниям
«Жаль одного, - вспоминает он, - при лагере не было библиотеки, из которой воспитанники могли бы получать книги для чтения, а свободного времени было очень много и девать его было некуда. Впрочем, и в городе дело обстояло в этом отношении не лучше: училищная библиотека, конечно, существовала, но мы не знали даже, где она помещается. Уроки нам диктовали, и мы экзаменовались по запискам».

Если исходить из классификации типов высшей нервной деятельности, предложенной Иваном Петровичем Павловым для человека (художественный и мыслительный типы), то Ивана Михайловича Сеченова можно отнести к людям мыслительного типа. Его увлечение точными науками - физикой, химией, и особенно любовь к математике, является лучшими доказательствами этого положения. Тем не менее ему присущи и некоторые черты, характерные для художественного типа, о чем пойдет речь в следующих разделах.

Любые врожденные свойства и задатки требуют соответствующих условий для своего развития, отсутствие условий не позволяет в полной мере раскрыться генотипическим возможностям индивидуума. Инженерное училище - не лучшее место для юноши мыслительного типа, но оно было, пожалуй, единственным армейским учреждением, где преподавались естественные науки. Общение со знающими и любящими свои предметы преподавателями физики, химии и математики посеяло зерна знаний на благодатную, восприимчивую и плодотворную почву. Иван Михайлович Сеченов жадно впитывал и прекрасно усваивал знания как в юности, так и на протяжении всей жизни, вплоть до седых волос. И что еще более важно, он умел применять эти знания в своей работе, не оставляя их мертвым грузом в памяти.

О внутреннем мире курсанта Сеченова говорит и тот факт, что в последний год своей учебы, уже получив офицерский мундир и эполеты, он, несмотря на довольно скудное жалованье прапорщика (300 руб. в год), из которого на еду уходило более 7 с половиной рублей в месяц, начинает регулярно посещать итальянскую оперу и даже приобретает постоянное место.

«Абонировался я на двухрублевое место и получил самое скверное кресло в театре, крайнее 13 ряда подле входной двери, но наслаждался на этом месте, вероятно, не менее счастливцев, сидевших в бельэтаже». Это увлечение музыкой Сеченов верно пронес через всю дальнейшую жизнь, и одну из серий экспериментов, идея которых родилась в оперном театре, он назвал по имени этой оперы - «опыты Белой дамы». Для людей художественного типа хорошая музыка, как сверхсильный раздражитель, является фактором, отключающим мышление и обостряющим восприятие. Для людей мыслительного типа музыка является положительным фоном и стимулятором процесса переработки ранее полученной информации, активатором процесса мышления.


Читайте также:

Рейтинг@Mail.ru