Грузовые лебедки и краны. Часть 2



Паровая лебедка (рис. 104) также двухскоростная. Приводом ее служит двухцилиндровая паровая машина 1, обеспечивающая вращение ведущему валу 4, на котором свободно сидят шестерни 2 и 6; они могут подключаться к валу с помощью муфт 3 и 5. На промежуточном валу 9 жестко насажены турачки 7, шестерня 8 и свободно - шестерня И, подключаемая к валу муфтой 10. На грузовом валу 13 жестко закреплены грузовой барабан 14, турачки 12, шестерня 16 и обод ленточного тормоза 15.

При подъеме легких грузов (до 2 т) используют одинарную передачу от ведущего вала к грузовому барабану. Для этого включают муфту 5 и отключают муфты 3 и 10: движение к барабану передается через шестерни 6, 11, 16.

Для подъема тяжелых грузов (до 5 т) используют двойную передачу, т. е. включают муфты 3 и 10 и отключают муфту 5, движение к барабану передается через шестерни 2, 8, И, 16. Если требуется привести в движение только турачки 7, то включают муфту 3, а муфты 5 и 10 выключают.

Управляют лебедкой с помощью клапана, которым регулируют подачу пара в цилиндры, и реверсивного рычага, которым изменяют направление пара в цилиндрах. Для торможения лебедки служит ленточный тормоз с педальным приводом 17.

Недостаток паровых лебедок - их низкая экономичность и необходимость тщательного ухода, особенно в зимнее время, когда возможно замерзание конденсата в паропроводах и цилиндрах. Применяются они в основном на судах старой постройки, а также на танкерах, где их установка объясняется противопожарными требованиями.

Гидравлические лебедки приводятся в движение гидравлическим двигателем, масло к которому подается от специального электронасоса. Насос может быть в одном агрегате с лебедкой или находиться на значительном расстоянии от нее, например в машинном отделении, обслуживая одновременно группу лебедок. Гидравлические лебедки отличаются плавной и бесшумной работой, имеют сравнительно малые размеры и массу, особенно при централизованной системе подачи масла, поэтому применение их весьма перспективно.

Грузовые краны получили на современных судах очень большое распространение. Краны компактнее стрел, удобнее в эксплуатации, во многих случаях обеспечивают более быструю погрузку и выгрузку. Однако они уступают стрелам в грузоподъемности (обычно 5-8 т, реже до 10 т и выше) и при работе в условиях крена (не более 5°) или волнения. Краны, кроме того, сложнее и дороже стрел.

Электрический грузовой кран

Рис. 105. Электрический грузовой кран:

а - общий вид;
б - схема поворотного устройства;
в - схема тросовой оснастки

На рис. 105 показан судовой электрический кран грузоподъемностью 5 т. Основные части крана: станина 1, закрепленная на палубе, и поворотная платформа 2. На платформе шарнирно закреплена стрела 7 и смонтированы механизмы поворота крана 5, изменения вылета стрелы 4, подъема груза 3, кабина управления 6.




Читайте также:

Грузовые лебедки и краны. Часть 3
Люковые закрытия. Часть 1
Люковые закрытия. Часть 2
Люковые закрытия. Часть 3
Люковые закрытия. Часть 4
Рейтинг@Mail.ru