Грузовые лебедки и краны. Часть 1



Грузовые лебедки обеспечивают работу грузовых стрел и используются также для швартовных операций, открытия и закрытия люковых крышек и других судовых работ. Обычная грузоподъемность лебедок 5-6 т, иногда до 10 т; при необходимости больших тяговых усилий применяют тали. Лебедки бывают электрические, паровые, гидравлические.

Электрическая лебедка (рис. 103) состоит из грузового и вспомогательного барабанов, зубчатого редуктора и приводного электромотора.

На грузовом барабане закрепляется шкентель. Барабан сидит на валу свободно и подключается к нему с помощью муфты 4.

Электрическая грузовая лебедка

Рис. 103. Электрическая грузовая лебедка:

а - общий вид;
б - схема:
1-вспомогательный барабан (турачка);
2 - ручной тормоз;
3 - грузовой барабан;
4 - муфта грузового барабана;
5 - редуктор;
6, 8 - шестерни, свободно сидящие на валу;
7 - муфта переключения передач;
9 - электромагнитный тормоз;
10 - контроллер;
11 – электродвигатель

Для торможения барабана при его отключении от вала служит ленточный тормоз 2 с ручным приводом.

Вспомогательный барабан (турачка) сидит на валу жестко. Он используется для швартовных операций, подъема и опускания стрел, открытия и закрытия люковых крышек и т. п.

Зубчатый редуктор служит для повышения усилия на барабанах за счет снижения передаваемого числа оборотов. Данный редуктор позволяет работать лебедке на двух скоростных режимах. Для этого шестерни редуктора 6 и 8 посажены на вал свободно и могут подключаться к нему муфтой 7. Если масса поднимаемых грузов не превышает 2 т, включают шестерню 8, и грузовой барабан вращается с большей скоростью. Если же требуется поднимать более тяжелые грузы, включают шестерню 6, барабан вращается медленнее, но развивает усилие до 6 т.

Паровая грузовая лебедка

Рис. 104. Паровая грузовая лебедка:

1 - паровые цилиндры привода;
2, 6, 11 - свободно сидящие шестерни;
3, 5, 10 - муфты;
4 - ведущий вал;
7, 12 - турачки;
8, 16 - жестко посаженные шестерни;
9 - промежуточный вал;
13 - грузовой вал;
14 - грузовой барабан;
15 - ленточный тормоз;
17 - педаль тормоза

Электромотор лебедки работает на постоянном или переменном токе; управление мотором осуществляется с помощью контроллера 10, установленного рядом с ним. На валу мотора предусмотрен электромагнитный тормоз 9, который автоматически тормозит лебедку при выключении тока. Электрические лебедки экономичны, просты в управлении и не требуют большого ухода, а потому широко распространены на судах.




Читайте также:

Грузовые лебедки и краны. Часть 2
Грузовые лебедки и краны. Часть 3
Люковые закрытия. Часть 1
Люковые закрытия. Часть 2
Люковые закрытия. Часть 3
Люковые закрытия. Часть 4
Рейтинг@Mail.ru