Грузовые стрелы. Часть 1



Легкие стрелы имеют грузоподъемность 3-5 т, реже -до 8- 10 т. Стрела (рис. 98) представляет собой трубчатую стальную балку с увеличенным диаметром в средней части. Нижняя часть называется шпором, а верхняя - ноком. Шпор шарнирно крепится к мачте или к вертикальной стенке надстройки, а нок удерживается топенантом.

Для крепления шпора стрелы (рис. 98, в) на мачте на высоте 2-3 м от палубы приваривается башмак 1 с проушиной и подпятником. В башмак вставляется вертикальный штырь - вертлюг 4, имеющий сквозное отверстие в головке. Шпор стрелы, имеющий на конце вилку 2 с двумя проушинами, надевается на головку вертлюга и крепится болтом 3 с гайкой. Таким образом, за счет вертлюга стрела может поворачиваться влево и вправо, а за счет болта - вверх и вниз. Вертлюг удерживает также серьгу 5, к которой крепится нижний направляющий блок грузового шкентеля, поворачивающийся вместе со стрелой. Для крепления вертлюга на нем имеется кольцо 4, в которое ввертываются два стопорных болта.

На нок стрелы насаживается ноковый бугель - массивное кольцо, имеющее четыре обуха с проушинами. Иногда обухи привариваются непосредственно к ноку. Обухи служат для крепления снастей стрелы и верхнего направляющего блока грузового шкентеля.

Оснастка стрелы. Для установки в нужное положение и выполнения грузовых операций стрелы оснащаются стальными мягкими тросами, называемыми бегучим такелажем. Основные тросы бегучего такелажа: топенант, оттяжки, грузовой шкентель.

Топенант служит для установки нока стрелы на определенной высоте и изменения угла наклона стрелы. Коренным концом топенант крепится за верхний обух нока, проходит через направляющий блок на мачте или салинге и идет вниз к палубе, где надежно закрепляется.

Крепление нижнего ходового конца топенанта может осуществляться по-разному. В простейшем случае топенант имеет на конце треугольное звено, к которому присоединяются кусок цепи и гибкий трос - лопарь. Лопарь заводят на турачку грузовой лебедки и с ее помощью поднимают стрелу в нужное положение, после чего цепь крепят скобой к палубному обуху, а лопарь снимают с турачки и закрепляют на утке.

Иногда вместо цепного стопора применяют металлические зажимы: на лопаре топенанта постоянно закреплено несколько зажимов на равном расстоянии друг от друга, а у нижней части мачты имеется специальное гнездо для закладки троса с зажимом.




Читайте также:

Грузовые стрелы. Часть 2
Грузовые стрелы. Часть 3
Грузовые стрелы. Часть 4
Механизированные грузовые стрелы
Грузовые лебедки и краны. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru