Назначение и общие сведения. Часть 2



Грузовые стрелы и краны применяют, помимо сухогрузных судов, также и на судах других типов, например на пассажирских- для погрузки различного снабжения, багажа, автомашин и на наливных - для установки и поддержания грузовых шлангов.

Мачты на транспортных судах служат для установки грузовых стрел, а также для несения антенн, сигнально-отличительных огней и подъема флажных и иных сигналов. На судах, где нет грузовых стрел, устанавливают легкие сигнальные мачты, несущие только средства сигнализации и связи. Большинство судов имеет две мачты - в носовой части (фок-мачта) и в кормовой (грот-мачта).

Мачты, предназначенные для крепления грузовых стрел, изготовляются из стали и бывают различных конструкций (рис. 97).

Одиночная грузовая мачта представляет собой трубчатую колонну, установленную в диаметральной плоскости судна. Нижняя часть мачты проходит через отверстие в палубе до пастила второго дна или одной из промежуточных палуб, где она приварена к судовому набору. Место крепления мачты называется степсом, а гнездо в палубе, сквозь которое она проходит,- пяртнерсом. Верхняя облегченная часть мачты, служащая для крепления антенн, огней и т. п., называется стеньгой. Стеньга заканчивается небольшим плоским диском - клотиком. Ниже клотика на стеньге установлен рей.

Чтобы увеличить вылет стрел за борт, их нижние концы крепят не на самой мачте, а на специальной поперечине - краспице. Краспица опирается концами на две вентиляторные колонки.

Типы грузовых мачт

Рис. 97. Типы грузовых мачт:

а - одиночная вантовая;
б - парные грузовые колонны;
в - П-образная;
г - Л-образная:
1 - степе;
2 -пяртнерс;
3 - салинг;
4 - стеньга;
5 - клотик;
6 -рей;
7 - ванты;
8 - талреп:
9 - краспица;
10 - вентиляторные колонки;
11 - башмак шпора стрелы;
12 - башмак блока топенанта;
13 - ригель;
14 - грузовая рубка (тамбучнна)

Для крепления верхних блоков стрел в верхней части мачты (на ее топе) имеется вторая поперечина - салинг. Там делают площадку, огражденную леером, а для подъема на нее к мачте приваривается стальной трап или скобы.

Одиночные мачты для большей устойчивости обычно раскрепляют жесткими стальными тросами, называемыми стоячим такелажем. Поперечные тросы стоячего такелажа называются вантами, продольные - штагами. Ванты и штаги крепят к обухам, приваренным к мачте и палубе, и обтягивают винтовыми талрепами. Иногда одиночные мачты не имеют стоячего такелажа. Такие безвантовые мачты удобнее в эксплуатации, так как допускают свободный разворот стрел, но они более массивны.

П-образная, или портальная, мачта состоит из двух колонн, соединенных между собой прочным решетчатым салингом, на котором устанавливается стеньга и крепится тяжеловесная стрела. Колонны пустотелые и используются в качестве вентиляционных труб. Они могут быть вантовыми и безвантовыми.

В тех случаях, когда стеньга и тяжеловесная стрела не устанавливаются, вместо П-образной мачты часто применяют более простые по конструкции парные грузовые колонны. Для большей устойчивости они соединяются между собой стальным тросом или прутком - ригелем, который обтягивается талрепом.

Л-образная, или двуногая, мачта представляет собой две наклонные балки коробчатого или овального сечения, связанные вверху жестким салингом. Мачта обычно не имеет стоячего такелажа и только во время работы тяжеловесной стрелы подкрепляется съемным штагом.




Читайте также:

Грузовые стрелы. Часть 1
Грузовые стрелы. Часть 2
Грузовые стрелы. Часть 3
Грузовые стрелы. Часть 4
Механизированные грузовые стрелы
Грузовые лебедки и краны. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru