Назначение и общие сведения. Часть 1



Современные морские порты оборудованы мощными кранами, ленточными транспортерами и другими средствами для погрузки и разгрузки судов. Тем не менее большинство транспортных судов оснащается собственным грузовым устройством, что позволяет производить грузовые операции как самостоятельно, например при стоянке у необорудованных причалов или на рейде, так и совместно с береговыми средствами в целях ускорения грузовых работ.

На судах применяют два основных типа грузовых устройств: со стрелами и кранами.

Грузовое устройство со стрелами состоит из грузовых стрел, закрепленных на мачтах, грузовых лебедок и необходимой тросовой оснастки (такелажа).

Устройство размещается вблизи грузовых люков, в нос и корму от них, причем не на самой грузовой палубе, а на отдельных площадках, которые находятся на специальных грузовых рубках (тамбучинах) и на рострах надстроек; площадки возвышаются над палубой на 2,5-3 м. Такие рубки расположены между люками. Это дает целый ряд эксплуатационных удобств: улучшается обзор для лебедчика; лебедки не мешают размещению палубного груза; снятые крышки люкового закрытия находятся под рострами рубки или надстройки; доступ в грузовые трюмы возможен и при закрытых люках - через двери и трапы в рубках.

Грузовые стрелы различают легкие (грузоподъемностью до 10 т) и тяжеловесные (до 60 т и более). Основные стрелы на судне - легкие; их устанавливают обычно по две или по четыре (попарно с двух сторон) на каждый люк. Тяжеловесных стрел бывает, как правило, одна-две на судно; они предусматриваются на случай погрузки особо тяжелых грузов.

Грузовое устройство с кранами состоит из палубных грузовых кранов, установленных на возвышенных площадках, подобно лебедкам, или на отдельных высоких станинах, укрепленных на палубе. При этом между двумя смежными люками устанавливается один кран в диаметральной плоскости или реже - два, смещенные к бортам для увеличения вылета стрелы. Краны полноповоротные, что позволяет обслуживать оба смежных люка. Грузоподъемность палубных кранов обычно не превышает 10- 20 т, поэтому многие суда с кранами оборудованы дополнительно тяжеловесной стрелой с лебедками.

На некоторых специализированных судах применяются краны, установленные на особых платформах, которые могут перемещаться по рельсам вдоль судна над люками; кран при этом может также передвигаться на рельсах в поперечном направлении и закрепляться у любого борта.




Читайте также:

Назначение и общие сведения. Часть 2
Грузовые стрелы. Часть 1
Грузовые стрелы. Часть 2
Грузовые стрелы. Часть 3
Грузовые стрелы. Часть 4
Механизированные грузовые стрелы
Грузовые лебедки и краны. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru