Буксирное устройство



Буксиры, постоянно занимающиеся буксировкой, а также ледоколы и ледокольные суда, вынужденные иногда буксировать другие суда, имеют буксирное устройство, состоящее из специальной буксирной лебедки с тросом, гаков, буксирных арок, буксирного клюза или киповой планки. Транспортные суда для крепления буксирного троса снабжаются на носу и корме усиленными кнехтами или битенгами, которые рассчитаны на кратковременную буксировку. При длительной или аварийной буксировке транспортных судов тросы для надежности крепятся за комингсы грузовых люков, основания надстроек, к якорным цепям или вокруг корпуса при помощи браги. Эти способы излагаются в учебниках по морской практике.

Буксировка на море при наличии волнения возможна только на длинном буксирном тросе, который провисает под собственной тяжестью и этим смягчает резкие рывки.

Кроме буксировки в кильватер на длинном или коротком тросе, на реках, озерах и в портах применяют буксировку лагом (борт к борту) и толканием.

Буксирные гаки (рис. 96) служат для крепления на них буксирных тросов. Они располагаются возможно ближе к середине судна и закрепляются на буксирной дуге, что улучшает маневренность буксира при изменении курса. Гаки бывают простые, с амортизаторами и без них, а также быстроотдающиеся: полуавтоматические и автоматические. Пружинные амортизаторы смягчают рывки, уменьшая вероятность обрыва троса. Простые гаки имеют большой недостаток: с них нельзя быстро отдать трос - обязательно нужно иметь слабину на тросе перед отдачей. Для быстрой отдачи буксирного троса в случае косого рывка, сильно кренящего буксир, или иной опасности применяются различные быстроотдающиеся полуавтоматические и автоматические гаки. Полуавтоматические гаки отдают трос после удара молотком или ломиком по защелке, более совершенные из них отдают трос при помощи защелки и тяги, проведенной на ходовой мостик, благодаря чему в случае необходимости трос можно отдать непосредственно с мостика.

Автоматические гаки отдают трос без участия человека при достижении буксиром заранее установленного угла крена.

На некоторых буксирах устанавливаются по два буксирных гака.

При буксировке на море при сильном волнении рывки буксирного троса бывают такими сильными, что их не могут погасить амортизаторы на гаке и вследствие этого случаются обрывы троса.

Буксирные гаки

Рис. 96. Буксирные гаки:

а - простой;
б – полуавтоматический

Поэтому морские буксиры снабжаются буксирными лебедкам и, которые имеют автомат, регулирующий натяжение троса. При рывке, когда натяжение троса превышает установленную для него нагрузку, лебедка потравливает трос, а при появлении слабины - выбирает, уменьшая таким образом опасность обрыва буксирного троса. Кроме этого, буксирная лебедка облегчает работу по выбиранию и потравливанию буксирного троса, для чего она снабжается тросоукладчиком, обеспечивающим укладку троса на барабан ровными шлагами.

Для защиты людей и механизмов от повреждения тросом на кормовой палубе делают буксирные арки. Они представляют собой изогнутые стальные балки, прикрепленные к фальшбортам, и служат для поддержания буксирного троса во время буксировки. Высота арок уменьшается от гака к корме, что позволяет избежать крутого излома троса, уходящего за корму. Для ограничения бокового перемещения троса на больших буксирах имеются на фальшборте в корме буксирные клюзы или киповые планки.




Читайте также:

Назначение и общие сведения. Часть 1
Назначение и общие сведения. Часть 2
Грузовые стрелы. Часть 1
Грузовые стрелы. Часть 2
Грузовые стрелы. Часть 3
Рейтинг@Mail.ru