Якорно-швартовные механизмы



Подъем и отдача становых якорей на морских судах -производятся при помощи брашпиля (рис. 93). По типу двигателя брашпили на современных судах бывают электрические и паровые, приводимые в действие соответственно электродвигателем или паровой машиной.

Брашпиль является разновидностью мощной лебедки, имеющей приспособление для выбирания и отдачи якорей. Работа двигателя брашпиля через систему зубчатых колес преобразуется во вращательное движение главного вала, лежащего в подшипниках на массивном фундаменте.

На главном валу брашпиля симметрично насажены две звездочки, имеющие углубления для захвата якорной цепи. Каждая звездочка или цепной барабан имеет приспособление для соединения и разобщения с валом брашпиля - эту роль выполняет кулачковая или фрикционная муфта.

Для подъема якоря соответствующая звездочка сообщается с валом и при работе брашпиля якорь-цепь выбирается. Для удержания якоря после остановки двигателя звездочка зажимается ленточным стопором, имеющим стальную ленту, охватывающую почти всю окружность тормозного диска, находящегося рядом со звездочкой. Стопор зажимается вращением рукоятки винтового привода, стягивающего концы стальной ленты, причем концы ленты закреплены так, что ее трение о диск ускоряет зажатие стопора.

Для отдачи якоря соответствующий цепной барабан, предварительно зажатый ленточным стопором, разобщается с валом, вращением рукоятки ослабляется натяжение ленточного стопора, и якорная цепь под действием веса якоря начинает вытравливаться. Ленточный стопор служит для регулирования скорости и прекращения вытравливания цепи.

Брашпиль

Рис. 93. Брашпиль:

а - паровой;
б - электрический (схема):
1 - электродвигатель;
2 - червячный редуктор;
3 - шестерня;
4 - цепной барабан (звездочка);
5 -ленточный тормоз;
6 - швартовный барабан (турачка);
7 - грузовой вал

Подъем якоря производится в обратном порядке: сообщают звездочку с валом, отдают ленточный стопор, одновременно, включают брашпиль и начинают выбирать якорь-цепь.

По Правилам Регистра СССР скорость одновременного выбирания обеих цепей с якорями с глубины 45 м должна быть не менее 8 м/мин, скорость подъема одного якоря-не менее 12 м/мин.

Шпиль швартовный электрический

Рис. 94. Шпиль швартовный электрический:

1 - электродвигатель;
2 - вал электродвигателя;
3 - муфта;
4 - вал редуктора;
5-редуктор;
6 - швартовный барабан;
7 - вельпсы

Наибольшую нагрузку брашпиль испытывает при отрыве якоря от грунта.

Кроме работ с якорями, брашпиль используется при швартовке судна, для чего он имеет на обоих концах главного или промежуточного вала швартовные барабаны- турачки. Для этого разобщают с брашпилем звездочки, которые удерживаются ленточными стопорами.

В походном положении звездочки брашпиля также должны быть разобщены; якоря удерживаются в клюзах ленточными и дополнительно винтовым или цепным стопором. Управление и уход за брашпилем возложены на боцмана, а уметь управлять им должен каждый матрос I класса.

На больших пассажирских судах и ледоколах для подъема якорей вместо брашпиля часто применяют шпили (рис. 94), привод которых можно разместить под палубой, что обеспечивает лучшую работу в холодное время года и уменьшает загромождение палубы. Главный вал шпиля располагается вертикально, на верхнем конце его выше палубы установлен швартовный барабан, а ниже - цепной, который соединен с валом при помощи кулачковой или фрикционной муфты. Шпиль имеет ленточный стопор.

Иногда на корме судна для обеспечения швартовки устанавливаются швартовные шпили, которые отличаются от якорных отсутствием цепного барабана. Механизм этого шпиля обычно располагается на палубе, но может быть расположен и под ней.

Вместо шпиля для швартовки на кормовой палубе может быть установлена швартовная лебедка, отличающаяся от обыкновенной лебедки длинным валом, на концах которого имеются турачки для выбирания швартовов.

Взаимное расположение клюзов, киповых планок, швартовных механизмов и кнехтов согласовано так, чтобы удобно было накладывать тросы на турачки и переносить их на кнехты. Для удержания тросов на время этих операций имеются цепные или тросовые стопоры, прикрепляемые около кнехтов.

Подача и уборка вручную тяжелых швартовных концов на крупных судах даже с применением шпиля или брашпиля является трудоемкой и тяжелой работой.




Читайте также:

Автоматическая швартовная лебедка
Буксирное устройство
Назначение и общие сведения. Часть 1
Назначение и общие сведения. Часть 2
Грузовые стрелы. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru