Назначение и составные части швартовного устройства



При стоянке судна у причала или у борта другого судна его крепят при помощи стальных, растительных или синтетических тросов, называемых швартовами. Для крепления швартовов на причалах имеются тумбы, на которые надевается огон швартовного троса. Другой его конец крепится восьмеркой на кнехте. Кроме кнехтов, к швартовному устройству на судне относятся швартовные клюзы, киповые планки, роульсы, вьюшки для хранения стальных тросов, швартовные лебедки, брашпили, шпили и другие приспособления: выброски, кранцы, стопоры.

При стоянке у причала заводят несколько швартовов (рис. 88), которые в зависимости от направления и места крепления имеют следующие названия: носовой продольный 6, кормовой продольный 1, носовой шпринг 4, кормовой шпринг 3, носовой прижимной 5 и кормовой прижимной 2. Толщина, длина и количество швартовов зависят от размеров судна и условий стоянки.

Стальные тросы хранятся намотанными на вьюшки; растительные тросы и швартовы из искусственных волокон - на деревянных банкетках, уложенные в большие бухты. Тросы закрываются парусиновыми чехлами.

Для предохранения швартовов от перетирания о борт судна имеются швартовные клюзы и киповые планки.

Клюз представляет собой массивную чугунную обделку выреза в фальшборте. Он имеет гладкие, закругленные края, предохраняющие трос от излома и перетирания. Иногда с внутренней стороны борта швартовные клюзы имеют приливы для крепления концов.

Киповые планки (рис. 89) устанавливают с той же целью, что и клюзы, в местах, где нет фальшборта, и на носовом козырьке.

Схема швартовных концов

Рис. 88. Схема швартовных концов

Киповые планки

Рис. 89. Киповые планки:

а - обыкновенная;
б - с битенгом;
в - с одним роульсом;
г -с двумя роульсами

Панамский клюз и два роульса

Рис. 90. Панамский клюз и два роульса

Кнехты

Рис. 91. Кнехты

Киповые планки отливаются из чугуна и бывают с одним, двумя (рис. 90) или тремя роульсами, которые при движении по ним троса вращаются, уменьшая трения троса о киповую планку.

Кнехты (рис. 91) -это двойные стальные или чугунные пустотелые тумбы, прочно прикрепленные к палубе болтами или с помощью сварки. Палуба под кнехтами имеет дополнительные крепления. Кнехты имеют шляпки и приливы, препятствующие соскальзыванию троса вверх при потравливании.

Общее расположение швартовного устройства показано на рис. 92.

Шлюпки, катера и другие мелкие плавсредства, стоящие у борта, крепятся за утки - изогнутые стальные планки, приваренные на планшире или фальшборте с внутренней его стороны.

После закрепления швартовного конца на берегу судно, как правило, подтягивается к причалу при помощи швартовных механизмов. На носу эту роль выполняет брашпиль, разобщенный с цепными барабанами, а на корме - шпиль или швартовная лебедка.

Расположение швартовного устройства в носовой части судна

Рис. 92. Расположение швартовного устройства в носовой части судна:

1 - киповые планки;
2 - буксирный трос;
3 - швартовные концы;
4 - швартовные кнехты;
6- буксирные кнехты




Читайте также:

Якорно-швартовные механизмы
Автоматическая швартовная лебедка
Буксирное устройство
Назначение и общие сведения. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru