Якоря и якорные цепи. Часть 2



Якорь Матросова (рис. 81, б) имеет две поворотные широкие лапы, расположенные близко одна от другой, благодаря чему увеличивается его держащая сила до 10-20-кратной массы якоря в зависимости от грунта. Этот якорь изобретен в 1944 г. советским инженером Матросовым и сейчас получил распространение на речных и небольших морских судах, так как его большая держащая сила позволяет уменьшить массу и изготавливать якорь сварным. Для предохранения якоря от опрокидывания в нижней части лап имеется шток с фланцами.

Типы якорей

Рис. 81. Типы якорей:

а - адмиралтейский;
б - якорь Холла;
в - якорь Матросова;
1 - веретено;
2 -рог;
3 - лапа;
4 - якорная скоба;
5 - шток;
6-чека;
7- голова якоря;
8 - штыри

Для удержания судна у кромки льда используется ледовый якорь, который имеет один рог. Вес якоря позволяет переносить его по льду вручную.

Судовые якорные цепи представляют собой массивные прочные цепи с контрфорсами, т. е. распорками, которые увеличивают их прочность примерно на 20%. Якорная цепь состоит из отдельных кусков длиной по 25 м каждый, называемых смычками. Смычки соединяются скобами - простыми и патентованными.

Простые скобы (рис. 82) закладывают спинкой в сторону якоря для беспрепятственного прохода цепи через клюзы и стопоры. Такие скобы не входят в звено с контрфорсом, поэтому по концам смычки ставят звенья большего размера и толщины без контрфорсов. Рядом с концевым звеном ставят усиленное звено для плавного перехода к обыкновенным звеньям.

Патентованные скобы (рис. 83) могут быть заложены за любое звено цепи, что очень удобно при устранении ее обрыва. Они облегчают прохождение цепи через звездочку брашпиля, так как их размеры почти не отличаются от размеров обыкновенных звеньев.

Простая соединительная скоба

Рис. 82. Простая соединительная скоба:

1 - спинка;
2 - штырь;
3 - лапка;
4 - проушина;
5 - шпилька;
6 - свинцован пробка

Патентованные скобы

Рис. 83. Патентованные скобы:

а - Кентера;
б - по ГОСТ 6348-52

Калибр или толщина цепи определяется по диаметру круглого железа, из которого сделано обыкновенное звено. Калибр и длину цепи выбирают по тем же исходным данным, что и масса якоря. Длина якорной цепи бывает до 300 м, т. е. до 12 смычек, а калибр от 12 до 90 мм.




Читайте также:

Якоря и якорные цепи. Часть 3
Назначение и составные части швартовного устройства
Якорно-швартовные механизмы
Автоматическая швартовная лебедка
Буксирное устройство
Рейтинг@Mail.ru