Назначение и составные части якорного устройства



Для удержания судна на месте при стоянке на внешнем или внутреннем рейде каждое судно оборудуется якорным устройством (рис. 80). Иногда якорь отдают при швартовке к причалу и для быстрого погашения инерции в целях предотвращения столкновения с другим судном. При снятии судна с мели своими силами часто хороший результат дает завозка станового или вспомогательного якоря, который завозят на шлюпке в сторону глубокой воды и отдают с прикрепленным к нему стальным тросом. Выбирая этот трос при помощи брашпиля или шпиля, удается иногда стащить судно с мели, не прибегая к посторонней помощи. Для получения большего усилия в таких случаях могут быть использованы тали.

Якорное устройство размещается в носовой части судна, на ледоколах, буксирах, больших транспортных и экспедиционных судах оно бывает еще на корме. Якорное устройство состоит из якорей, якорных цепей, стопоров, цепных ящиков, клюзов и механизма для отдачи и подъема якорей - брашпиля или шпиля.

Чтобы удержать судно на месте, отдают (бросают) якорь, соединенный с судном прочной цепью, которая удерживается на судне при помощи брашпиля, снабженного ленточным стопором. Пут натяжении якорной цепи якорь зарывается в грунт и удерживает судно на месте, которое, однако, имеет некоторую свободу перемещения под действием ветра и течения вокруг якоря в радиусе, равном длине вытравленной цепи. Масса и длина якорной цепи увеличивают держащую силу якоря, поэтому для обеспечения надежной стоянки на якоре обычно вытравливают цепь длиной, равной четырем глубинам - при глубине около 20 м, трем глубинам - при глубине 30-50 м и двум с половиной глубинам - при глубине 50-100 м.

Схема якорного устройства

Рис. 80. Схема якорного устройства:

1 - брашпиль;
2 - стопор;
3 - палубный клюз;
4 - якорный клюз;
5 - якорь;
6 - якорь-цепь;
7 - палубный клюз;
8 - устройство для быстрой отдачи жвака-галса

Постановка на якорь производится обычно на глубине 15-30 м, реже - до 80-100 м. Судно при стоянке на якоре испытывает действие ветра, течения и качки, в результате чего якорь, цепь и все якорное устройство испытывают большие нагрузки. Безопасность якорной стоянки во многом зависит от правильной эксплуатации и ухода за якорным устройством.

В положении «по-походному» якоря должны быть втянуты с помощью цепей и брашпиля в носовые клюзы и плотно прижаты лапами к корпусу. Для надежного крепления якорных цепей на каждом судне имеется несколько стопоров. С брашпиля якорные цепи через палубные клюзы идут в цепные ящики, расположенные в носовой части судна. Коренной конец якорной цепи при помощи жвака-галса или без него крепится к прочным деталям корпуса и обязательно имеет устройство для немедленной отдачи якорь- цепи.




Читайте также:

Якоря и якорные цепи. Часть 1
Якоря и якорные цепи. Часть 2
Якоря и якорные цепи. Часть 3
Назначение и составные части швартовного устройства
Якорно-швартовные механизмы
Автоматическая швартовная лебедка
Рейтинг@Mail.ru