Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 3



На современных быстроходных судах широкое применение находят балансирные полуподвесные рули без нижней опоры, называемые также полубалансирными рулями. Верхней опорой таких рулей служит одна-две петли ахтерштевня. Реже применяются балансирные подвесные рули, у которых верхней опорой является только подшипник баллера. Обе эти конструкции по сравнению с обычными рулями обладают меньшей прочностью, но создают меньшее сопротивление встречным потокам воды и не требуют для своей установки массивного ахтерштевня.

Все балансирные рули, как правило, обтекаемые.

Специальные рули и подруливающие устройства. Существенным недостатком обычных рулей является их слабое действие на малых и задних ходах. Для обеспечения лучших маневренных качеств на многих судах применяют специальные средства управляемости. К их числу относятся активные рули, поворотные направляющие насадки, дополнительные носовые рули и подруливающие устройства.

Активные рули (рис. 71, а) устанавливают на крупных транспортных судах. Руль имеет обычную обтекаемую форму и оборудован небольшим гребным винтом. Он размещается в специальной насадке и получает вращение от электромотора, вмонтированного в каплевидную наделку на пере руля; питание к мотору подводится через полый баллер. Упор, создаваемый рулевым винтом, значительно увеличивает разворачивающее действие руля, причем, что особенно ценно, наибольшее влияние рулевой винт оказывает при малой скорости судна или при полном ее отсутствии. Действие активного руля возрастает также с увеличением угла перекладки. Поэтому на малых ходах угол перекладки допускается до 90° на борт, а на полном ходу, во избежание поломки руля, ограничивается обычными пределами (35°).

Активные рули облегчают маневрирование судов при движении в узкостях, позволяют производить швартовку без помощи портовых буксиров. Кроме того, они повышают безопасность плавания: рулевой винт при необходимости может быть использован как движитель судна, обеспечивая скорость до 4-5 узлов.

Поворотные насадки (рис. 71,6) применяются на буксирных судах вместо обычных рулей. Насадка представляет собой массивное кольцо, закрепленное на баллере по типу балансирного руля. При ее повороте струя воды, отбрасываемая гребным винтом, изменяет направление, чем и обеспечивается поворот судна. Помимо улучшения управляемости, насадка также увеличивает упор, создаваемый винтом, что очень важно для буксира.




Читайте также:

Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 4
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 1
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 2
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 3
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 4
Приводы управления рулевыми машинами. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru