Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 1



Рули, применяемые на морских судах, можно подразделить на два основных типа: небалансирные (обыкновенные) и балансирные.

Небалансирные рули характерны тем, что вся плоскость пера расположена у них по одну сторону от оси вращения.

Наиболее простым является плоский небалансирный руль (рис. 69, а), распространенный на судах старой постройки. Перо руля представляет собой стальную пластину толщиной 20-30 мм, подкрепленную с обеих сторон ребрами. Ребра соединяют перо с рудерписом - утолщенной вертикальной частью руля, проходящей по оси вращения. На рудерписе имеется ряд петель с закрепленными в них штырями, которыми руль навешивается на петли рудерпоста. Опорой, воспринимающей вес руля, служит пятка ахтерштевня. В ней делается углубление для нижнего штыря рудерписа, и для уменьшения трения в углубление под штырь вставляется стальная закаленная чечевица. Для предупреждения вертикального смещения руля один из штырей, расположенный над ватерлинией, имеет на нижнем конце головку.

Рудерпис соединяется с баллером при помощи специального замка или фланца, причем фланец обычно несколько смещают относительно оси вращения. Благодаря этому, во-первых, образуется плечо, облегчающее поворот пера руля, во-вторых, для снятия пера при ремонте не нужно приподнимать баллер, так как для этого достаточно разобрать фланец и развернуть перо и баллер в разные стороны. Баллер выводится в румпельное отделение через гельмпортовую трубу. В ее верхней части устанавливается подшипник баллера, а также уплогнительный сальник, предупреждающий попадание воды внутрь судна.

В настоящее время получили распространение обтекаемые небалансирные рули с контррулями (рис. 69,6). Перо руля имеет профиль вытянутой капли и состоит не из пластины, а из рамы, обшитой листовой сталью. Контрруль представляет собой обтекаемую наделку на передней части рудерпоста. Он образует с пером руля единый профиль и служит как бы неподвижной частью пера. Благодаря обтекаемой форме руля снижается сопротивление воды движению судна, а наличие контрруля, кроме того, улучшает его разворот. Обтекаемые рули соединяются с ахтерштевнем и баллером так же, как и плоские. При этом для уменьшения завихрения воды штыри закрываются съемными кожухами, которые крепятся к обшивке пера на потайных бронзовых шпильках или для надежности привариваются.




Читайте также:

Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 2
Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 3
Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 4
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 1
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 2
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 3
Рейтинг@Mail.ru