Назначение и общие сведения



Рулевое устройство обеспечивает управляемость судна, т. е. позволяет удерживать судно на курсе или изменять направление его движения.

Основными частями рулевого устройства (рис. 68) являются: руль, служащий для непосредственного поворота судна; он состоит из вертикальной пластины, называемой пером руля, и поворотного вала - баллера, жестко соединенного с пером и проходящего через гельмпортовую трубу в румпельное отделение, где расположена рулевая машина;

рулевой привод, связывающий баллер руля с рулевой машиной;

рулевая машина, приводящая в действие руль; привод управления рулевой машиной, состоящий из телемоторной передачи, связывающей пусковое устройство рулевой машины со штурвалом, расположенным в рулевой рубке. На крупных судах дополнительный штурвал устанавливается также на верхнем мостике.

Для контроля за положением руля служит специальный прибор - аксиометр, установленный перед штурвалом и связанный электрической системой с баллером.

Рулевые приводы снабжаются специальными ограничителями, допускающими перекладку руля не более чем на 35-37° на каждый борт. Это ограничение вызвано тем, что при дальнейшей перекладке ухудшается действие руля и возможна его поломка от действия давления встречных потоков воды.

Рулевое устройство относится к числу наиболее ответственных судовых устройств. От его бесперебойной работы в значительной степени зависит безопасность плавания судна. Поэтому по Правилам Регистра СССР каждое морское судно должно иметь два рулевых привода: основной и запасной, с самостоятельными рулевыми машинами. Если эти приводы находятся ниже грузовой ватерлинии, то предусматривают еще третий - аварийный рулевой привод, расположенный выше палубы переборок.

Основной рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с борта на борт при максимальной скорости переднего хода; при этом время перекладки руля с 35° одного борта на 30° другого борта не должно превышать 28 с. Запасной рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с борта на борт при скорости переднего хода не менее 7 узлов, причем время перекладки руля с 20° одного борта на 20° другого не должно превышать 60 с.

 Общая схема рулевого устройства

Рис. 68. Общая схема рулевого устройства:

1 - перо руля;
2 - баллер;
3 - гельмпортовая труба;
4- румпельное отделение;
5 - рулевой привод;
6 - рулевая машина;
7 - привод управления рулевой машиной;
8 - штурвал;
9 - штурвальная тумба;
10 - рулевая рубка

Аварийный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с борта на борт при скорости переднего хода не менее 4 узлов, время перекладки не регламентируется.

Конструкция рулевого устройства должна допускать переход с основного привода на запасной в течение 2 мин.




Читайте также:

Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 1
Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 2
Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 3
Конструкции рулей. Подруливающие устройства. Часть 4
Рулевые приводы и рулевые машины. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru