Надстройки, рубки, штевни и машинно-котельные фундаменты. Часть 3



Для удешевления строительства в последние годы стали делать транцевую корму, которая имеет транец в надводной части.

Типичные очертания кормы

Рис. 57. Типичные очертания кормы:
а - крейсерская ледокольного судна;
б - крейсерская;
в - эллиптическая судна старой постройки

На одновинтовом судне с обыкновенным рулем ахтерштевень (рис. 58) представляет собой раму. В передней ее части, называемой старнпостом, гребной вал проходит через яблоко старнпоста. На задней части ахтерштевня, называемой рудерпостом, имеются петли для навешивания руля. Внутренняя часть ахтерштевня, где вращается винт, называется амбразурой.

Конструкция ахтерштевня на двухвинтовом судне проще, там нет старнпоста.

Ахтерштевень одновинтового судна

Рис. 58. Ахтерштевень одновинтового судна:
а - петля;
б-подпятник;
в: 1 - рудерпост;
2 - старнпост;
3 - яблоко старипоста;
4 - подпятник;
5-рулевые петли

Ахтерштевень посредством сварки надежно соединяется с горизонтальным килем, флорами и другими балками набора корпуса. Хотя кованые конструкции прочнее литых, ахтерштевни из-за сложности своей формы изготавливают литыми или сварными. Сварные ахтерштевни получили широкое применение, так как они легче по весу и проще в изготовлении. Конструкция их состоит из прочной обшивки, подкрепленной бракетками.

Дейдвудная труба, мортиры и кронштейны гребных валов. В том месте, где гребной вал одновинтового судна проходит через дейдвуд, устанавливается дейдвудная труба, которая представляет собой прочную трубу, закрепленную одним концом в яблоке старнпоста, а другим - в ахтерпиковой переборке. Через нее выходит наружу гребной вал. Для уменьшения трения в кормовой части дейдвудной трубы делается дейдвудный подшипник, а у ахтерпиковой переборки устанавливается сальник, препятствующий попаданию воды внутрь судна.

Мортира

Рис. 59. Мортира:
1 - двухлапный кронштейн гребного винта;
2-мортира

У двухвинтовых судов гребные валы выходят из корпуса под острым углом к обшивке. В этих местах для прочности и обеспечения водонепроницаемости ставится мортира (рис. 59) - прочная труба, имеющая фланец для крепления ее к обшивке корпуса и сальник на внутреннем конце. Гребной винт нельзя расположить близко от мортиры - мешает корпус, поэтому гребной вал вне корпуса имеет значительную длину. Для поддержания концевых валов делают специальные опоры - кронштейны гребных валов. Они бывают однолапые, двухлапые, литые, сварные и имеют прочное соединение с корпусом судна (флорами, переборками, стрингерами).

Фундаменты под двигатели и котлы. Судовые котлы и двигатели, особенно главные, имеют большой вес, сосредоточенный на малой площади. Кроме того, двигатели испытывают при работе вибрацию, а' при качке в них возникают инерционные силы. Поэтому днищевой набор в районе машинно-котельного отделения делают усиленным за счет увеличения числа днищевых стрингеров и постановки рамных шпангоутов. Котлы, двигатели, машины устанавливают на прочные и жесткие фундаменты, которые мало поддаются деформации. Их назначение - распределить нагрузку на большее число прочных балок судового набора: флор, стрингеров и др. Фундаменты обычно выполняют в виде соединенных между собой продольных и поперечных балок, изготовленных из толстой листовой стали и реже - из прокатанных профилей. Их делают в виде отдельных конструкций, устанавливаемых на второе дно, или формируют одновременно с набором днища, когда усиленные флоры и стрингеры являются одновременно и балками фундамента.

Плоскости основных продольных и поперечных балок фундаментов должны совпадать с плоскостями днищевых стрингеров и флор. Если не удается это выполнить, то в днищевом наборе устанавливают дополнительные балки, называемые полустрингерами и полуфлорами, служащие для рассредоточения нагрузки от фундамента на большее количество стрингеров и флор.




Читайте также:

Назначение и расположение судовых помещений. Часть 1
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 2
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 3
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 4
Грузовые трюмы, отсеки судовых запасов и балласта. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru