Надстройки, рубки, штевни и машинно-котельные фундаменты. Часть 2



В настоящее время стали делать рубки и надстройки из алюминиево-магниевых сплавов, что позволяет значительно уменьшить их вес, не снижая прочности. При этом алюминиевые и стальные детали разделяют специальными прокладками и пастами, иначе при попадании между ними воды возникает усиленная коррозия алюминиевых деталей. Крепежные детали для этих же целей оцинковывают и изолируют от корпуса.

Штевни - это прочные кованые, литые или сварные балки, являющиеся продолжением киля в носовой и кормовой оконечностях судна. Они носят название: форштевня - на носу судна и ахтерштевня - на корме. Штевни служат для соединения вместе бортовых стрингеров и обшивки обоих бортов.

Форштевень (рис. 56) имеет большую прочность, чтобы обеспечить сохранность носовой оконечности судна при ударах о лед, грунт, причал или другое судно.

Форштевни современных судов изготовляют коваными, литыми, а чаще сварными, что упрощает технологию их изготовления и уменьшает вес. Иногда нижнюю часть форштевня отливают, а верхнюю сваривают.

Типичные очертания носовой оконечности морских судов

Рис. 56. Типичные очертания носовой оконечности морских судов:
а - прямой нос транспортного судна старой постройки;
б - наклонный форштевень;
в - бульбообразный нос танкера;
г - нос ледокола;
д - нос судна ледового плавания (полуледокольная форма);
е - ложкообразный нос рыболовного судна

Нижний конец форштевня соединяется с килем сваркой встык, если киль брусковый, для соединения с горизонтальным килем форштевню в нижней части придается корытообразная форма. Сварной форштевень для прочности подкрепляют стальным круглым прутком и брештуками - горизонтальными приваренными ребрами. Форштевни соединяются с палубами, бортовыми стрингерами, платформами и другими деталями судового набора сваркой.

Ахтерштевень (рис. 57) имеет более сложную форму. Конструкция его зависит от типа руля, количества винтов и формы кормы. Наиболее широко сейчас применяется крейсерская корма, так как она лучше защищает руль и винт от повреждения во льдах и при навалах на причал. На судах старой постройки корма часто имела эллиптическую форму.

Ахтерштевень судна ледового плавания с крейсерской кормой для защиты руля и винта от ударов о лед на заднем ходу имеет специальный выступ - льдоотвод.




Читайте также:

Надстройки, рубки, штевни и машинно-котельные фундаменты. Часть 3
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 1
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 2
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 3
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 4
Грузовые трюмы, отсеки судовых запасов и балласта. Часть 1
Грузовые трюмы, отсеки судовых запасов и балласта. Часть 2
Грузовые трюмы, отсеки судовых запасов и балласта. Часть 3
Рейтинг@Mail.ru