Надстройки, рубки, штевни и машинно-котельные фундаменты. Часть 1



Надстройки и рубки. Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верхней палубы и простирающиеся от борта до борта. Носовая надстройка называется баком, кормовая - ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет. Надстройки, имеющие ширину меньше ширины судна, носят название рубок, например штурманская рубка.

Надстройками считаются и помещения, не доходящие до бортов, если расстояние между бортом и продольной переборкой этого помещения не превышает 0,04 ширины судна.

Надстройки не только увеличивают объем судовых помещений, но и улучшают его мореходные качества, увеличивая запас плавучести и уменьшая заливаемость палуб водой. Длинные надстройки (длина более 15% длины судна) участвуют в обеспечении продольной прочности судна, поэтому они в таких случаях должны быть прочными, как основной корпус.

Конструкция палуб и бортов надстроек и рубок подобна конструкции остальных палуб и бортов. Бортовой набор надстроек состоит из основных и промежуточных шпангоутов, последние имеют меньший профиль. Основные шпангоуты ставятся через две шпации и крепятся к палубному стрингеру. К шпангоутам привариваются бимсы. Толщина палубного настила коротких надстроек 8-9 мм, а длинных, участвующих в продольном изгибе корпуса, такая же, как и у верхней палубы.

Бортовая обшивка и переборки коротких надстроек имеют меньшую толщину, чем основной корпус. Верхний пояс бортовой обшивки длинных надстроек рассматривается как ширстрек основного корпуса и должен иметь соответствующую толщину.

Особое внимание уделяется прочности концевых переборок и в первую очередь носовых переборок средней надстройки и юта, которые испытывают сильные удары встречных волн. Вертикальные стойки этих переборок привариваются с помощью книц или впритык к палубному настилу.

Борт надстройки переходит к основному корпусу плавно без резких уступов, что позволяет уменьшить концентрацию напряжений в этих местах, причем листы бортовой обшивки выходят за концевые переборки и плавно сходят на нет. Кроме этого, утолщается бортовая обшивка надстройки и основного корпуса у концов надстроек, а вместо промежуточных шпангоутов ставятся основные.

Рубки состоят из продольных и поперечных переборок, накрытых палубой, иногда только деревянной. Чтобы исключить длинную рубку из общего изгиба судна, а также уменьшить и вес, ее делят на несколько коротких рубок.




Читайте также:

Надстройки, рубки, штевни и машинно-котельные фундаменты. Часть 3
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 1
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 2
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 3
Назначение и расположение судовых помещений. Часть 4
Рейтинг@Mail.ru