Наружная обшивка, настил палуб и фальшборт. Часть 3



Фальшборт и леерное ограждение. Чтобы предохранить пассажиров, экипаж и палубный груз от падения за борт, все открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.

Фальшборт устанавливают на низко расположенных палубах, подверженных заливанию водой во время шторма. Фальшборт также защищает от волн палубный груз, поэтому на судах, часто перевозящих палубные грузы, например лесовозах, фальшборт делают прочнее и выше.

Фальшборт (рис. 48) представляет собой стальной пояс бортовой обшивки толщиной 4-7 мм и высотой не менее 1,1 м (на судах длиной более 40 м). Он подкрепляется с внутренней стороны стойками (контрфорсами), устанавливаемыми через две-три шпации. Чтобы фальшборт выдерживал удары волн, контрфорсы для увеличения их жесткости делают из профильной стали или из листовой стали с отогнутыми краями. Для увеличения прочности фальшборта между его стойками иногда приваривают ребра. По его верхней кромке укрепляется планширь из полосовой или специальной профильной стали. На пассажирских судах планширь сверху накрывают деревянным брусом.

Фальшборт

Рис. 48. Фальшборт:
1 - контрфорс или стойка фальшборта;
2 - фальшборт;
3 - планширь;
4 - стойки жесткости

Для стока за борт воды, попадающей на палубу во время шторма, в фальшборте делают большие вырезы - штормовые портики. При жестком креплении к ширстреку в фальшборте, как наиболее удаленной от нейтральной оси конструкции, возникают большие напряжения, могущие привести к появлению трещин. Распространение этих трещин на борт и палубу может привести к крупной аварии. Чтобы исключить фальшборт из участия в общем, изгибе судна, его часто крепят только к стойкам, оставляя щель между ним и ширстреком шириной около 100 мм, которая заменяет штормовые портики. В других конструкциях для тех же целей делают вертикальные разрезы или скользящие соединения между отдельными листами фальшборта.

Леерное ограждение делается на высоко расположенных палубах и на танкерах. На верхние палубы волны попадают редко, а на танкерах при малой высоте надводного борта, наоборот, происходит сильное заливание грузовой палубы. Леерное ограждение способствует в этом случае быстрому стоку воды за борт,

Леерное ограждение состоит из вертикальных стоек (высотой не менее 1,2 м при длине судна 40 м и более), соединенных между собой стальными туго натянутыми тросами (леерами) или цепями. Но чаще леерные стойки соединяются между собой тремя-четырь- мя рядами горизонтальных стальных прутьев круглого сечения, называющихся релин гам и. Расстояние по вертикали между ними или леерами не должно превышать 230 мм на пассажирских судах и 300 мм - на грузовых. В местах размещения спасательных шлюпок и швартовных устройств леерное ограждение делается съемным или складным (рис. 49).

Леерные съемные ограждения

Рис. 49. Леерные съемные ограждения

Козырек на баке

Рис. 50. Козырек на баке:
1 - бак;
2 - козырек;
3 - фальшборт;
4 - леерное ограждение;
5 - верхняя палуба

Так как полному удалению воды через штормовые портики обычно препятствует угольник палубного стрингера, то для полного стока воды с палубы за борт делают шпигаты - вырезы в выступающей над палубой кромке ширстрека и в клепаном угольнике палубного стрингера. Бывают шпигаты, не требующие разрезания угольника, а отводящие воду через патрубок. Быстрому стоку воды к бортам способствует также погибь бимсов.

Для уменьшения заливания палубы бака делают козырек, который является продолжением наружной обшивки выше уровня открытой палубы (рис. 50).




Читайте также:

Второе дно, переборки, туннель гребного вала, водонепроницаемые двери. Часть 1
Второе дно, переборки, туннель гребного вала, водонепроницаемые двери. Часть 2
Второе дно, переборки, туннель гребного вала, водонепроницаемые двери. Часть 3
Надстройки, рубки, штевни и машинно-котельные фундаменты. Часть 1
Надстройки, рубки, штевни и машинно-котельные фундаменты. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru