Элементы корпуса судна



Корпус судна состоит из водонепроницаемой оболочки, подкрепленной для обеспечения продольной и поперечной прочности балками, называемыми также связями. Совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, называется судовым набором. Водонепроницаемая оболочка состоит из днищевой, бортовой обшивки и настила верхней палубы. Листы наружной обшивки с помощью сварки крепятся к балкам судового набора, образуя перекрытия: днищевые, бортовые и палубные.

Продольные балки идут вдоль судна. К ним относятся: вертикальный киль, стрингеры, карлингсы и продольные ребра жесткости.

Вертикальный киль - это продольная мощная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна. К ней снизу примыкает лист днищевой обшивки, носящий название горизонтального киля. Продольные балки днищевого и бортового набора большого поперечного сечения называются стрингерами. В зависимости от места расположения они бывают бортовые, скуловые и днищевые. Подпалубные прочные балки называются карлингсами. Продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов, носят наименование продольных ребер жесткости и по месту расположения называются подпалубными, бортовыми и днищевыми. Они обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные балки - это флор, шпангоут и бимс.

Флор - поперечная балка днищевого набора, протянувшаяся от борта до борта.

Шпангоут-вертикальная балка бортового набора, которая соединяется внизу С флором посредством скуловой КНИЦЫ. Кница -I это деталь из листовой стали треугольной или почти треугольной формы, широко используемая для соединения различных деталей корпуса. Кроме книц, для тех же целей используют бракеты - детали из листовой стали прямоугольной или примерно прямоугольной формы.

Бимс - поперечная балка подпалубного набора, проходящая от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и тогда носят название полубимсов. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия люковыми и другими вырезами.

Флор, два шпангоута и бимс, расположенные в одной поперечной плоскости и соединенные в одно целое кницами, называются шпангоутной рамкой, которая хорошо обеспечивает поперечную прочность судна. Расстояние между поперечными балками называется шпацией.

Набор переборок состоит из вертикальных стоек, горизонтальных ребер и массивных горизонтальных балок из листовой стали с подкрепляющим набором, именуемым шельфами.

Корпус судна поперечными и продольными водонепроницаемыми переборками делится на отдельные отсеки.

Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами. Мощная вертикальная или наклонная балка, являющаяся продолжением киля в носовой части судна, называется форштевнем. В кормовой части судовой набор оканчивается ахтерштевнем, имеющим более сложную форму. Общее их название - штевни. Они служат также для соединения вместе стрингеров и обшивки обоих бортов.

Схемы систем судового набора

Рис. 36. Схемы систем судового набора:

а - поперечная;
б - продольная;
в - смешанная

Продольные и поперечные балки судового набора располагаются в определенной последовательности, именуемой системой набора.

Соотношение продольных и поперечных балок определяет название системы набора: продольная, поперечная или продольно- поперечная (рис. 36).




Читайте также:

Системы набора корпуса. Часть 1
Системы набора корпуса. Часть 2
Системы набора корпуса. Часть 3
Системы набора корпуса. Часть 4
Системы набора корпуса. Часть 5
Рейтинг@Mail.ru