Краткие сведения о прочности корпуса



Корпус судна испытывает действие сил собственного веса и сил давления воды, которые в целом равны, но распределены по длине судна неравномерно. Из-за этого корпус судна на тихой воде может получить изгиб. Это может быть в двух случаях.

Если в средней части судна силы поддержания преобладают над силами веса, а в оконечностях наоборот, то судно получит перегиб. В этом случае днище будет испытывать сжатие, а палуба - растяжение. Наибольшие изгибающие моменты возникают на миделе. Они еще более возрастут, если судно окажется средней частью на вершине волны.

При наличии полного груза в средних трюмах и незагруженных концевых корпус получит прогиб, тогда днище будет испытывать растяжение, а палуба - сжатие. Это положение еще более ухудшится при нахождении судна на подошве волны, когда нос и корма будут находиться на гребнях волн (рис. 34).

Изгиб корпуса судна

Рис- 34- Изгиб корпуса судна:

а - на вершине волны;
б – на подошве волны

Способность судна сопротивляться изгибающим нагрузкам называется продольной, или общей, прочностью.

Максимальные напряжения возникают в верхних (палуба) и нижних (днище) связях, равняясь нулю примерно на половине высоты борта (нейтральная линия).

При чрезмерных нагрузках может произойти разрушение корпуса. Чтобы этого не случилось, листы обшивки подкрепляют набором - продольными и поперечными балками. Максимальные напряжения, возникающие в судовых конструкциях, не должны превышать допустимую величину, обеспечивающую необходимый запас прочности.

Местная деформация

Рис. 35. Местная деформация:

1 – бортов и днища под давлением воды;
2 – палубы под воздействием палубного груза

Кроме продольного изгиба судна, под действием давления воды, груза и механизмов возникает местная деформация днища, бортов и палуб в поперечном направлении (рис. 35). Способность судна противостоять усилиям, вызывающим деформацию корпуса в поперечном направлении, называется поперечной, или местной, прочностью.

Расчеты прочности корпуса судна в целом и отдельных его частей производятся по законам строительной механики корабля.




Читайте также:

Элементы корпуса судна
Системы набора корпуса. Часть 1
Системы набора корпуса. Часть 2
Системы набора корпуса. Часть 3
Системы набора корпуса. Часть 4
Рейтинг@Mail.ru