Судостроительные материалы. Часть 3



Чаще других пород дерева в судостроении применяется сосна. Она идет на изготовление набора и обшивки. Ель применяется для изготовления обшивки подводной части судна, так как она менее гигроскопична, лиственница и тик-для настила палуб и наружной обшивки, дуб, бук, ясень, орех, береза и другие - для отделки жилых и служебных помещений. Из бука и ясеня, кроме того, делают штевни деревянных судов, шлюпок и катеров.

В судостроении широко применяют брусья, доски, рейки, фанеру и плиты из древесины. Например, бакелизированная фанера идет на изготовление наружной обшивки мелких судов, так как она водостойка; декоративная фанера имеет наружный слой шпона из какой-либо ценной породы дерева-карельской березы, красного дерева и т. п. - и используется для отделки кают и салонов.

Применение древесностружечных и столярных плит позволяет уменьшить коробление древесины при высыхании, а также повысить процент ее использования, уменьшая количество отходов, упрощает изготовление различных деталей из дерева, например дверных полотен.

Пластики. В последние годы в судостроении стали более широко использовать пластики. Из-за малой плотности, хороших диэлектрических и теплоизоляционных свойств, высокой коррозионной стойкости, удобных методов переработки (отливка или прессовка без дополнительной механической обработки), достаточной прочности пластики увеличивают срок службы отдельных деталей судов, экономят дорогостоящие цветные металлы, облегчают вес судовых конструкций, упрощают технологию изготовления деталей.

К недостаткам пластиков следует отнести их невысокую теплостойкость (только фторопласт выдерживает температуру 400°С), низкую теплопроводность, у некоторых - ползучесть при нормальной температуре, порой, высокую стоимость. Но с развитием химической промышленности эти недостатки уменьшаются.

В зависимости от возможности снова приобретать пластическое состояние все пластики делятся на две группы: термопластичные (термопласты), т. е. пластики, способные опять приобретать при нагревании пластичное состояние и затвердевать при охлаждении (к ним, например, относятся оргстекло, капрон, полиэтилен, полиамиды и др.), и термореактивные (реактопласты) - пластики, не приобретающие повторно пластичное состояние; при сильном нагревании они начинают обугливаться, но размягчению не поддаются. Изделия из термопластичных пластмасс получают методом литья под давлением, прессования, сварки и т. п.

Пластики получают из синтетических смол (полимеров) и специальных добавок: наполнителей, красителей, пластификаторов, отвердителей и др.




Читайте также:

Судостроительные материалы. Часть 4
Способы соединения судовых деталей. Часть 1
Способы соединения судовых деталей. Часть 2
Краткие сведения о прочности корпуса
Рейтинг@Mail.ru