Судостроительные материалы. Часть 1



Сталь (плотность 7,8 г/см3) обладает многими необходимыми для постройки судна свойствами. Она прочна, в то же время хорошо поддается обработке резанием, сварке и главное - обработке давлением как в горячем, так и в холодном состоянии.

Наиболее употребительными являются судостроительные углеродистые и низколегированные стали. Эти стали хорошо свариваются и обладают лучшими, чем у углеродистых сталей, механическими свойствами. Они сравнительно дешевы, так как легированы недифицитными элементами: кремнием, хромом, марганцем и др. Увеличение их прочности позволяет уменьшить вес конструкций и всего судна при тех же размерах.

На судостроительные заводы сталь поступает в виде полуфабрикатов: листового, профильного проката, поковок и отливок. Листовая сталь бывает толщиной 0,5-4 мм (тонколистовая) и 4-140 мм (толстолистовая). В судостроении наиболее распространены листы длиной 6-8 м и шириной 1,5-2 м. Из углеродистых судостроительных сталей выпускают следующие профили: полособульбовый, угловой, зетовый, швеллерный и двутавровый, а из низколегированных сталей те же профили, кроме зетового и двутаврового.

Из листовой стали изготавливают обшивку корпуса, переборки, второе дно, палубы и т. п.; из профильной - набор корпуса: бимсы, шпангоуты, стрингеры и пр. Методом литья изготавливают детали сложной формы: якорные клюзы, якоря, якорные цепи, штевни, дейдвудные трубы, секторы рулей, кронштейны гребных винтов И др.

Недостатком стали является ее высокая коррозионность. Для продления срока службы стальных деталей необходимо применение всех известных способов защиты от коррозии.

Чугун в судостроении применяется для изготовления литых деталей: кнехтов, киповых планок, дейдвудных труб, гребных винтов и других деталей судовых устройств и систем.

Алюминиевые сплавы из всех сплавов цветных металлов, применяемых в судостроении, получают наибольшее распространение.

Алюминиевые сплавы имеют меньшую, чем у стали, плотность (2,7 г/см3) и достаточную прочность. Но у них более высокая стоимость (в 5-8 раз), более сложная сварка и низкая термостойкость. Некоторые сплавы (дюралюмин) сильно корродируют в морской воде, поэтому, несмотря на очень хорошие механические (прочность) и технологические свойства, он применяется для изготовления внутренних деталей, не соприкасающихся с забортной водой: переборок, дверей и пр.




Читайте также:

Судостроительные материалы. Часть 2
Судостроительные материалы. Часть 3
Судостроительные материалы. Часть 4
Способы соединения судовых деталей. Часть 1
Способы соединения судовых деталей. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru