Автоматизация судов



На современных судах для управления различными механизмами, устройствами и системами широко применяется автоматика. Автоматизация судов облегчает эксплуатацию сложной судовой техники, повышает производительность труда моряков, позволяет сократить численность экипажей. Не менее важно и то, что средства автоматизации обеспечивают более эффективное использование судовых механизмов и судна в целом за счет постоянного поддержания оптимальных режимов их работы.

Различают частичную автоматизацию судов и комплексную.

Под частичной автоматизацией понимается автоматизация работы отдельных судовых механизмов и устройств, например автоматизация управления и регулирования работы дизель-генераторов, паровых котлов, применение авторулевых, удерживающих судно на заданном курсе, и т. п. Частичная автоматизация в том или ином объеме осуществлена на большинстве действующих судов.

Прицип управления энергетической установкой на комплексно-автоматизированном судне

Рис. 31. Прицип управления энергетической установкой на комплексно-автоматизированном судне:

ДАУ - пульт дистанционного автоматического управления в рулевой рубке;
ЦПУ - центральный пост управления в машинном отделении;
ЭУ - энергетическая установка

Наиболее эффективна комплексная автоматизация, когда автоматизируются все процессы, связанные с работой судна. Она получила широкое развитие на судах только последние пять-шесть лет.

Основное направление комплексной автоматизации судов в настоящий период - это внедрение автоматических систем, обеспечивающих дистанционное управление энергетической установкой с ходового мостика при отсутствии постоянной вахты в машинном отделении.

Принцип такого управления показан на рис. 31. Все основные операции по управлению главными двигателями - пуск, изменение числа оборотов, реверс, остановка - осуществляются непосредственно штурманом с пульта дистанционного автоматического управления (ДАУ) на мостике. Управление установкой возможно и из машинного отделения - с центрального поста управления (ЦПУ), имеющего с мостиком надежную связь.

Работа всех агрегатов энергетической установки полностью автоматизирована и контролируется многочисленными датчиками, которые передают показания на приборы ЦПУ. Наиболее важная информация (выполнение маневра, частота вращения винта, отсутствие или появление помех) передается также на пульт ДАУ. Центральный пост управления оборудован печатающим устройством, которое автоматически записывает на ленте показания приборов с указанием точного времени измерения.

Использование системы ДАУ позволяет отказаться от несения вахт в машинном отделении в ночное время и даже круглосуточно. Основной обязанностью машинной команды становится выполнение профилактических осмотров и ремонтов.

Наряду с широкой автоматизацией энергетических установок разрабатываются и внедряются на суда средства комплексной автоматизации процессов судовождения, помогающие штурманам выбирать наиболее безопасные варианты при расхождении судов, самые короткие пути и т. п. Сейчас ведутся работы по полной комплексной автоматизации всего судна как единого целого.




Читайте также:

Судостроительные материалы. Часть 1
Судостроительные материалы. Часть 2
Судостроительные материалы. Часть 3
Судостроительные материалы. Часть 4
Рейтинг@Mail.ru