Движители. Часть 2



По конструкции гребные винты делятся на винты фиксированного и регулируемого шага.

Винты фиксированного шага (ВФШ) - это обычные винты с неизменяемым шагом. Они бывают цельнолитыми или со съемными лопастями. Цельнолитые винты проще в изготовлении, имеют более высокий к. п. д., а потому и самые распространенные. Винты со съемными лопастями применяют главным образом у судов ледового плавания, у которых возможны более частые поломки лопастей. Ступицы и лопасти таких винтов делают стальными.

Винты регулируемого шага (ВРШ) в отличие от ВФШ имеют полую ступицу увеличенного диаметра; в ней размещен механизм, с помощью которого можно поворачивать лопасти вокруг их вертикальной оси и тем самым изменять шаг винта. Управляют механизмом поворота лопастей с мостика посредством привода, расположенного в валопроводе.

Конструкция ВРШ позволяет, не изменяя направление и частоту вращения винта, осуществлять реверс (задний ход), удерживать судно на месте, устанавливать наиболее выгодный шаг винта для разных режимов работы судна. Все это делает судно более маневренным, значительно снижает расход топлива на переменных режимах. Важным достоинством является и то, что ВРШ позволяет применить на судне нереверсивный главный двигатель.

Поэтому, несмотря на сложность конструкции, ВРШ широко используются на промысловых судах, буксирах, паромах, а в последние годы - и на крупных транспортных судах. На новых танкерах типа «Крым» установлен ВРШ диаметром 7,5 м.

 Крыльчатый движитель:

Рис. 29. Крыльчатый движитель:
а - общий вид;
б - расположение на судне

Крыльчатый движитель (рис. 29) представляет собой горизонтальный диск, установленный заподлицо с днищевой обшивкой в кормовой части судна. По окружности диска расположено несколько погруженных в воду вертикальных поворотных лопастей. Диск приводится во вращение нереверсивным главным двигателем. Лопасти, вращаясь вместе с диском, одновременно поворачиваются и вокруг своей вертикальной оси, вследствие чего создается упор, движущий судно. С помощью специального механизма, управляемого с мостика, можно изменять режим поворота лопастей, а тем самым изменять направление и величину упора. Поэтому суда с крыльчатыми движителями обладают исключительной маневренностью: они могут двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте, двигаться лагом (бортом). При этом судно не нуждается в рулевом устройстве.

К недостаткам крыльчатых движителей относятся невысокий к. п. д., сложность устройства, слабая защищенность от ударов о препятствия. Их применяют на судах, которые должны иметь высокие маневренные качества при малых скоростях, например, на плавучих кранах, портовых буксирах, паромах.




Читайте также:

Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 1
Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 2
Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 3
Автоматизация судов
Судостроительные материалы. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru