Движители. Часть 1



Движителем называется устройство, преобразующее энергию судового двигателя в энергию движения судна. Движителями могут быть: гребные винты, крыльчатые и водометные движители, воздушные винты, гребные колеса, паруса, весла. На большинстве современных судов в качестве движителя используется гребной винт, имеющий наиболее простую и надежную конструкцию.

Гребной винт (рис. 28) состоит из ступицы и нескольких (чаще 3 - 5) лопастей. При вращении винта лопасти отбрасывают массы воды вдоль оси вращения и создают реактивную силу, называемую упором. Упор передается по гребному валу на упорный подшипник, прочно укрепленный в корпусе, и движет судно.

Гребной винт:

Рис. 28. Гребной винт:
1 - обтекатель;
2 - ступица;
3 – лопасть

Судовые винты изготовляют из бронзы латуни легированной стали так как эти материалы хорошо противостоят коррозии и длительно сохраняют чистоту поверхности лопастей. Применяются опытные винты из капрона, нейлона, стеклопластика. Основными характеристиками винта являются:
диаметр - диаметр окружности, описываемой наиболее удаленными от оси точками лопастей; у крупных судов диаметр винтов может достигать 8 - 10 м;
шаг - расстояние, которое прошел бы винт за один оборот в плотной среде, при отсутствии скольжения. По величине шаг винта близок его диаметру;
частота вращения - число оборотов в минуту на расчетном режиме, при котором винт имеет наибольший к. п. д.; у крупных и средних судов - 100 - 200 об/мин, у небольших - 500 об/мин и более.

По направлению вращения различают винты правого и левого вращения. Винт правого вращения при переднем ходе вращается по часовой стрелке (если смотреть с кормы в нос). У такого винта, если взгляд наблюдателя направлен перпендикулярно диску винта, правые кромки верхних лопастей расположены дальше, чем левые. У винта левого вращения - наоборот.

Одновинтовые суда чаще имеют винт правого вращения. Двухвинтовые суда для лучшей управляемости оборудуются винтами разного вращения.




Читайте также:

Движители. Часть 2
Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 1
Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 2
Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 3
Автоматизация судов
Рейтинг@Mail.ru