Главные двигатели. Часть 3



Судовые газовые турбины. Принцип работы простейшей газотурбинной установки (ГТУ) показан на рис. 25. Воздух из атмосферы засасывается компрессором, сжимается и затем подается в камеру сгорания, куда одновременно впрыскивается топливо. Образующиеся при сгорании топлива газы поступают в турбину и приводят ее в движение. Турбина вращает компрессор и гребной винт.

Схема простейшей газотурбинной установки:

Рис. 25. Схема простейшей газотурбинной установки:
1 - форсунка;
2 - камера сгорания;
3 - воздухопровод;
4 - неподвижные направляющие лопатки;
5 - рабочие лопатки;
6 - выхлопной патрубок;
7 - зубчатый редуктор;
8 - гребной винт;
9 - компрессор;
10 - пусковой электродвигатель

Компрессор, камера сгорания и турбина собираются в единый агрегат. Для первоначального раскручивания турбины служит пусковой электродвигатель, питающийся током от вспомогательного дизель-генератора. Реверс осуществляется обычно с помощью винта регулируемого шага.

Судовые ГТУ по экономичности близки к паровым турбинам, а по весу и габаритам - наиболее легкие и компактные из всех применяемых двигателей. Мощность судовых ГТУ достигает 30 тыс. л. с. в агрегате. На морских судах ГТУ стали применять сравнительно недавно, по мере накопления опыта эксплуатации и совершенствования конструкций они должны получить значительное распространение.

Судовые атомные установки. Источником тепловой энергии в этих установках служит атомный реактор, в котором происходит деление ядер урана и других расщепляющихся материалов. На рис. 26 показана схема атомной энергетической установки ледокола «Ленин». Установка выполнена двухконтурной. В первом контуре теплоносителем служит обычная дистиллированная вода под высоким давлением, циркулирующая через реактор. Теплота, выделенная в результате атомной реакции, непрерывно отводится этой водой в парогенераторы, где вырабатывается пар второго контура, используемый для работы четырех главных турбин мощностью по 11 тыс. л. с.




Читайте также:

Главные двигатели. Часть 4
Главные двигатели. Часть 5
Движители. Часть 1
Движители. Часть 2
Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 1
Вспомогательное энергетическое оборудование. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru