Главные двигатели. Часть 1



Общие сведения. Двигатели, с помощью которых судно приводится в движение, называются главными. Главные двигатели вместе с оборудованием, необходимым для их работы, составляют главную энергетическую установку судна.

На морских судах в качестве главных двигателей устанавливают двигатели внутреннего сгорания (дизели), реже - паровые и газовые турбины. На судах старой постройки сохранились паровые машины. Все перечисленные двигатели являются тепловыми, т. е. вырабатывают механическую энергию из тепловой. Теплота выделяется при сгорании нефтяного топлива или, в атомных установках, при делении атомных ядер.

Тепловые двигатели различают по роду рабочего тела, при расширении которого теплота превращается в работу. В двигателях внутреннего сгорания и газовых турбинах рабочим телом служит смесь газов, получаемая при сгорании топлива. В паровых машинах и турбинах рабочим телом служит водяной пар.

Судовые дизели. Двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно внутри рабочего цилиндра, называется двигателем внутреннего сгорания.

Общий вид мощного судового дизеля

Рис. 22. Общий вид мощного судового дизеля



Если при этом воспламенение топлива осуществляется за счет температуры сжатия воздушного заряда, двигатель называется дизелем. Смесь газов, образующихся при сгорании топлива, имеет высокое давление и температуру. Расширяясь внутри цилиндра, газы перемещают поршень и движение его передается через кривошипно-шатунный механизм коленчатому валу. Для получения большей мощности и равномерного вращения вала двигатели делаются многоцилиндровыми (рис. 22). Мощность судовых дизелей бывает самой различной: от нескольких десятков лошадиных сил - на небольших катерах до 30 - 40 тыс. л. с. - на крупнотоннажных судах.

Основные достоинства дизеля перед другими двигателями - наименьший расход топлива (150 - 180 г/л с.-ч) и сравнительно небольшое вспомогательное оборудование. За счет меньших запасов топлива и меньших размеров машинного отделения увеличивается полезная грузоподъемность судна. Однако при мощности свыше 10 - 20 тыс. л. с. установка становится громоздкой и не всегда выгоднее турбинной.




Читайте также:

Главные двигатели. Часть 2
Главные двигатели. Часть 3
Главные двигатели. Часть 4
Главные двигатели. Часть 5
Рейтинг@Mail.ru