Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 2



Введение тоннажной марки связано с распространением в мировом флоте шельтердечных судов открытого типа (рис. 20). Это особые двухпалубные суда, у которых главной считается вторая сверху палуба, до нее и измеряется надводный борт. Верхняя палуба, называемая шельтердеком, образует дополнительное пространство - верхний твиндек. Причем в шельтердеке и в поперечных переборках верхнего твиндека устроены специальные обмерные отверстия, не имеющие надежных водонепроницаемых закрытий. Благодаря этому объем верхнего твиндека, как недостаточно защищенного от непогоды, не включается Правилами обмера в регистровую вместимость, даже если в нем перевозят груз и судовладелец платит уменьшенные сборы и налоги.

В целях повышения безопасности плавания по решению ИМКО на шельтердечных судах можно устанавливать прочные водонепроницаемые закрытия на обмерные отверстия, при этом льготные условия обмера остаются прежние. Эти льготы распространены и на все другие суда с двумя и более палубами, если их осадка в данный момент не выше тоннажной марки.

Знак тоннажной марки (рис. 21) наносится на оба борта в корму от грузовой марки на расстоянии от нее не менее 540 и не более 2000 мм. Он состоит из горизонтальной линии длиной 380 мм, середины которой сверху касается перевернутый равносторонний треугольник, имеющий длину стороны 300 мм. Сбоку и выше линии на 1/48 осадки наносится вторая горизонтальная линия для пресной воды длиной 230 мм. Толщина всех линий 25 мм. Тоннажная марка наносится ниже линии второй палубы и никогда не может быть выше грузовой марки, которую она не заменяет.

Шельтердечное судно

Рис. 20. Шельтердечное судно:
1 - обмерный люк;
2 - обмерные отверстия в переборках;
3 - шельтер-твиндек

Тоннажная марка

Рис. 21. Тоннажная марка

В мерительном свидетельстве судна, имеющего тоннажную марку, указывается по два значения валовой и чистой регистровой вместимости. Если тоннажная марка не погружена в воду, то пользуются вместимостью без учета объема верхнего твиндека, если находится под водой, то учитывают и объем этого твиндека.




Читайте также:

Главные двигатели. Часть 1
Главные двигатели. Часть 2
Главные двигатели. Часть 3
Главные двигатели. Часть 4
Главные двигатели. Часть 5
Рейтинг@Mail.ru