Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 1



Марки углублений (рис. 18). Для быстрого определения осадки судна на носу и в кормовой части судна наносят арабские или римские цифры - марки углублений.

На судах заграничного плавания марки углублений наносят: на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, высота цифр и интервалы между ними равны 1 дм; на левом борту - в футах и обозначают римскими цифрами, высота цифр и интервалы между ними равны 1/2 фута. На судах внутреннего плавания марки углублений наносят в дециметрах. Нижние кромки цифр соответствуют той осадке, которую они обозначают.

Марки углублений накернивают при постройке судна и наносят на темном фоне белой краской, а на светлом фоне - черной.

По известной осадке можно легко определить дедвейт и водоизмещение судна, используя специальную таблицу - грузовую шкалу. Грузовая шкала позволяет решать и обратные задачи, например, как изменится осадка при приеме известного количества груза и т. п.

Марки углублений

Рис. 18. Марки углублений:
а - в дециметрах;
б - в футах;
в - другой вариант марок углублений в дециметрах

Международная грузовая марка

Рис. 19. Международная грузовая марка

Такая шкала является одним из важнейших судовых документов.

Грузовая марка (рис. 19) показывает минимальный допустимый надводный борт с учетом района плавания судна и времени года.

Грузовые марки наносятся в соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Правил Регистра СССР о грузовой марке. Суда загранплавания должны иметь Международное свидетельство о грузовой марке, а каботажные суда, плавающие во внутренних водах, - свидетельство Регистра СССР, учитывающее более легкие условия плавания между портами СССР.

Марка наносится (накрашивается) следующим образом. На обоих бортах судна в средней части на уровне верхней (главной) палубы надводного борта наносят горизонтальную линию длиной 300 мм, которая называется палубной линией. От ее верхней кромки вниз откладывают высоту минимального летнего надводного борта и наносят горизонтальную линию длиной 450 мм. Из середины этой линии, как из центра, описывают окружность диаметром 300 мм. Если грузовую марку наносят по Правилам Регистра СССР, то по бокам круга наносят буквы «Р» и «С» высотой 115 мм и шириной 75 мм. На расстоянии 540 мм от центра круга (диска Плимсоля) в нос проводят вертикальную линию, а перпендикулярно ей - марки (горизонтальные линии длиной 230 мм, так называемую «гребенку»).

Летняя марка - это верхняя кромка линии, проходящей через центр круга, или линии, отмеченной буквой Л (Б). Осадка судна в тропиках отмечается маркой Т (Т); для зимнего плавания - маркой 3 (\У); для зимнего плавания в Северной Атлантике - маркой ЗСА (ШЫА). Эта марка наносится только на судах длиной не более 100,5 м. Осадка судна в пресной воде указывается маркой П (Е), в пресной воде в тропиках - ТП (ТЕ).

Суда, перевозящие лесные грузы на палубе, могут иметь меньшую высоту надводного борта, которая определяется «лесной гребенкой», расположенной в корму от диска Плимсоля. Перед буквами сезонных марок добавляется буква Л (Ь) - лесная.

Грузовые марки накерниваются или навариваются, а затем наносятся на черном фоне белой или желтой краской, на светлом фоне - черной краской. Толщина всех линий равна 25 мм.

Тоннажная марка служит для определения регистровой вместимости судов, имеющих две палубы или более. Она принята Ассамблеей Межправительственной Морской Консультативной Организации (ИМКО) в 1963 г. и введена на советских морских судах заграничного плавания с 1965 г.




Читайте также:

Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 2
Главные двигатели. Часть 1
Главные двигатели. Часть 2
Главные двигатели. Часть 3
Главные двигатели. Часть 4
Рейтинг@Mail.ru