Борьба с коррозией танкеров



Внутренние поверхности грузовых отсеков на танкерах в процессе эксплуатации подвергаются значительному разрушению от действия разных видов коррозии. Особенно интенсивная коррозия происходит при перевозке светлых сортов нефтепродуктов (бензинов) и сырой нефти с большим содержанием серы. Значительная коррозия происходит от воздействия морской воды, используемой для мойки танков и балласта, а также от действия влажного воздуха, заполняющего свободный объем танков.

Наиболее распространенный способ защиты от коррозии - это покрытие внутренних поверхностей танков различными химически устойчивыми лакокрасочными материалами. Широкое применение получили материалы, изготовленные на основе синтетических, например, эпоксидных смол. Такие покрытия образуют на поверхности эластичную сплошную пленку, устойчивую к действию нефтепродуктов, морской воды и влажного воздуха, хорошо выдерживающую тепловое воздействие до 70° С и выше. Кроме того, применение этих покрытий улучшает условия промывки поверхностей танков.

Другим способом защиты танков от химической коррозии, применяемым чаще всего при перевозке сырой нефти, является использование особых веществ - ингибиторов (замедлителей) коррозии. Сущность такой защиты состоит в том, что ингибиторы, введенные в нефтепродукты, образуют на поверхности танка защитную пленку. Эта пленка представляет собой соединение, возникающее в результате химического взаимодействия ингибитора, металла корпуса и среды. Защита ингибиторами может производиться также путем их разбрызгивания по внутренним поверхностям пустых танков или растворения в принятой балластной воде.

Морская соленая вода, принимаемая в танки в качестве балласта, является электролитом. В присутствии электролита между разнородными металлами танка, например между стальным корпусом и бронзовыми деталями арматуры, появляются гальванические токи, которые разрушают один из металлов, в данном случае сталь. Появляется так называемая электрохимическая коррозия. Для борьбы с пей применяются протекторы.

Система осушки воздуха в танках

Рис. 197. Система осушки воздуха в танках:

1 - грузовые и балластные танки;
2 - воздухоосушительная установка;
3, 5 - невозвратно-запорные клапаны;
4 - магистраль сухого воздуха

Протектор представляет собой пластину из магниевого сплава, обладающего более низким электродным потенциалом, чем сталь. Если такой протектор укреплен на корпусе, то в присутствии морской воды он будет разрушаться от действия токов, одновременно защищая стальные конструкции. Разрушенные протекторы периодически (раз в несколько лет) заменяют.

Серьезным недостатком такой защиты является то, что при ослаблении крепления протектор может упасть на днище танка и при ударе вызвать искру. Поэтому на отечественных танкерах протекторы применяют только в чисто балластных танках. Состояние и крепление протекторов надо проверять при каждом осмотре танков.

Борьба с коррозией ведется также путем снижения влажности воздуха в танках. Для этого некоторые суда оборудованы системой осушки воздуха в танках (рис. 197). В состав системы входят воздухоосушительная установка с вентилятором, магистраль и отростки в каждый танк, снабженные невозвратно-запорными клапанами. С помощью этой системы танки сразу после мойки или откачки балласта продувают до полного осушения поверхностей сухим воздухом. При грузовых операциях и на переходах с грузом или балластом свободные объемы танков также заполняют сухим воздухом.

Большие перспективы имеет внедряемая в настоящее время на танкерах система осушенных инертных газов. В этом случае вместо сухого воздуха в тапки подается негорючий дымовой газ от силовой установки, тщательно осушенный и очищенный от сернистых примесей. Заполнение танков таким газом не только снижает коррозию, но и исключает опасность воспламенения и взрыва нефтяных паров.




Читайте также:

Командиры получают назначения
За боевым заданием
С марша – в бой
Полки переходят в контратаку
Первая благодарность
Эшелоны идут к Полтаве
Рейтинг@Mail.ru