Мореходные качества судна. Часть 7



Например, для буксира, работающего в тесной акватории порта, более важна поворотливость, тогда как для транспортного судна важнее устойчивость на курсе.

Устойчивость на курсе повышается при увеличении относительной длины судна, увеличении площади руля, при некотором дифференте судна на корму. Судно считается устойчивым на курсе, если число перекладок руля в минуту не превышает 4 - 6, а отклонения - 3 - 5°. Судно, не устойчивое на курсе, называется рыскливым.

Поворотливость судна улучшается при уменьшении относительной длины судна и увеличении площади руля. Основной характеристикой поворотливости является диаметр установившейся циркуляции Б0, равный у большинства судов четырем - шести длинам судна (рис. 14).

Кроме рулей, для управляемости судна используют поворотные насадки, подруливающие устройства, крыльчатые и водометные движители, а у двухвинтовых судов - вращение винтов в разные стороны.

Качка - это колебания судна под действием внешних сил. Качка ухудшает работу механизмов, снижает скорость, увеличивает дополнительные напряжения в корпусе судна, которые могут вызвать его разрушение, ухудшить самочувствие людей.

Различают качку бортовую (вокруг продольной оси), килевую (вокруг поперечной) и вертикальную (вдоль вертикальной).

Качка судна характеризуется амплитудой, размахом и периодом. Амплитуда - это наибольшее отклонение судна от исходного положения в градусах. Сумма двух последовательных амплитуд называется размахом качки (рис. 15). Период качки - время, в течение которого судно совершает полный цикл колебаний.

Принято различать два вида колебаний судна на качке: свободные, которые происходят по инерции после прекращения действия сил, их вызвавших, и вынужденные, которые вызываются внешними периодически приложенными силами, например морскими волнами.

Скуловые кили

Рис. 16. Скуловые кили:
а - расположение;
б – конструкция

Активные боковые рули

Рис. 17. Активные боковые рули

Наибольшую опасность при качке судна в море представляет явление резонанса, когда совпадают периоды собственных колебаний судна и периоды волны (время, через которое повторяются в данной точке моря элементы волны, например вершина волны). В этом случае амплитуда качки резко возрастает. Чтобы избежать резонанс, иногда приходится изменять скорость и курс судна относительно волн.

Для уменьшения размахов качки применяют различные успокоители качки. Наиболее простые и распространенные из них - это скуловые кили (рис. 16), снижающие амплитуду качки на 25 - 30%. На пассажирских судах получают распространение активные бортовые рули (рис. 17), которые управляются автоматически с помощью специального прибора. Эти рули поворачиваются одновременно и в разные стороны - один вверх, другой вниз, создавая тем самым пару сил, препятствующую крену судна.

Имеются и другие успокоители качки, например успокоительные цистерны, гироскопические устройства, однако они применяются реже.




Читайте также:

Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 1
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 2
Главные двигатели. Часть 1
Главные двигатели. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru