Грузовые и зачистные насосы. Вакуум-танки. Часть 1



Насосы. Длительность разгрузки танкера по существующим нормам не должна превышать 10-15 ч, а зачистки - 2-3 ч. Для обеспечения необходимой скорости выкачки груза на танкере устанавливают два - четыре мощных грузовых насоса и столько же зачистных.

Поршневые грузовые насосы (рис. 180) обычно двухцилиндровые с приводом от паровой машины, прямодействующие. Хорошая всасывающая способность позволяет использовать их одновременно и в качестве зачистных. Они отличаются простотой обслуживания и надежностью в работе. Однако сравнительно небольшая производительность (100-500 м3/ч) ограничивает их применение - они используются лишь па малых и средних танкерах дедвейтом до 16 000 т.

Центробежные грузовые насосы (рис. 181) приводятся в движение паровыми турбинами, реже - двух- или трех- скоростными электромоторами. Насосное отделение на танкерах с центробежными насосами расположено почти всегда позади танков, примыкая к машинному отделению. Для удобства эксплуатации и обеспечения пожарной безопасности приводы размещают в машинном отделении и с насосами они соединены удлиненными валами, которые проходят через газонепроницаемые сальники в машинной переборке. Производительность центробежных насосов 500-5000 м3/ч. Они установлены на большинстве танкеров.

На некоторых танкерах применяются двухколесные центробежные насосы (рис. 182) с последовательно-параллельным переключением колес. Такой насос в зависимости от условий выгрузки может работать на двух разных режимах: при последовательном включении колес (рис. 182, а) - с пониженной производительностью, но с максимальным напором, достигающим 12-13 кгс/см2 (120-130 м вод. ст.); при параллельном (рис. 182, 2)-с максимальной производительностью, но при пониженном напоре.



Общий вид поршневого грузового насоса

Рис. 180. Общий вид поршневого грузового насоса:

1 - паропроводы;
2 - коробки распределительных золотников;
3 - цилиндр паровой машины;
4 - поршневой шток;
5 - гидравлический цилиндр;
6 - клапанная коробка;
7 - фланец нагнетательного трубопровода;
8 - воздушный колпак

Расположение центробежного грузового насоса на танкере типа «Великий Октябрь»

Рис. 181. Расположение центробежного грузового насоса на танкере типа «Великий Октябрь»:

1 - турбопривод;
2 - соединительный вал;
3, 5 - промежуточные опоры вала;
4 - ручной телеграф;
6 - соединительная муфта;
7 - грузовой насос

Двухколесный центробежный насос с последовательно-параллельным переключением колес

Рис. 182. Двухколесный центробежный насос с последовательно-параллельным переключением колес:

1 - рабочие колеса;
2 - переключатель

Характерная особенность центробежных насосов - большая чувствительность к попаданию воздуха. Если в насос подсосется воздух, что возможно в конце откачки груза, насос может полностью прекратить всасывание (сорвать) и вращаться далее вхолостую.

Для предупреждения этого соблюдают следующее правило: в конце выгрузки очередного танка приоткрывают приемный клинкет от следующего (полного) танка, чтобы уменьшить скорость опорожнения первого танка за счет второго; когда высота уровня в первом танке остается 0,7-0,8 м, полностью переключают насос на откачку второго танка, а остатки груза из первого выкачивают зачистным насосом.

Срыв центробежного насоса может произойти также из-за скопления газов, выделяющихся во всасывающей трубе при перекачке легких нефтепродуктов. Во избежание этого грузовые центробежные насосы снабжают специальным устройством для удаления газов из всасывающей трубы или же предусматривается -подключение к всасывающей трубе зачистного поршневого насоса, т. е. параллельная откачка груза обоими насосами из одной магистрали.

Зачистные насосы должны обладать хорошим всасыванием, поэтому они всегда бывают поршневого типа. Как правило, это - паровые прямодействующие насосы, иногда электроприводные с мотором, расположенным вне насосного отделения (подобно центробежным насосам). Производительность зачистных насосов - 50-300 м3/ч.

Управляют грузовыми и зачистными насосами из двух мест: непосредственно из насосного отделения и со специального поста, расположенного на уровне палубы, в надстройке.




Читайте также:

Грузовые и зачистные насосы. Вакуум-танки. Часть 2
Измерители уровня груза и балласта в танках
Дистанционное управление грузовыми системами
Система подогрева груза
Системы газоотвода, орошения палубы, инертных газов. Часть 1
Системы газоотвода, орошения палубы, инертных газов. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru