Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 1



Трубопроводы. Магистрали грузовых и зачистных систем изготовляют преимущественно из стальных бесшовных труб, имеющих повышенную толщину стенок с учетом коррозии.

На некоторых танкерах применены чугунные литые трубы. Они менее подвержены коррозии, но имеют большую массу, а при вибрации или деформации корпуса в них быстрее образуются трещины.

Отдельные участки трубопроводов соединены между собой фланцами на прокладках из прессованного картона или клингерита. Для лучшего уплотнения и предупреждения прикипания перед постановкой прокладки покрывают графитным порошком, разведенным на масле.

Диаметр грузовых трубопроводов в зависимости от размеров танкера бывает 200-650 мм, зачистных-150-300 мм.

Для свободного расширения труб при колебаниях температуры или деформации корпуса служат компенсаторы расширения. На днищевых трубопроводах их ставят в каждом танке, на палубных - через 15-20 м.

Наибольшее распространение имеет сальниковый компенсатор (рис. 176). Он состоит из двух стаканов и заложенной между ними мягкой набивки из пенькового просаленного шнура. Набивка уплотнена нажимной втулкой.

Сальниковый компенсатор

Рис. 176. Сальниковый компенсатор

Наряду с сальниковыми компенсаторами для расширения трубопровода, где это возможно, используются местные погибы труб. Магистрали и перемычки между ними снабжены секущими клин кетами, позволяющими разделить трубопровод на изолированные участки. Это особенно важно при перевозке разносортных грузов.

Приемные храпки. Грузовые и зачистные отростки в танках имеют диаметр на 50-100 мм меньше диаметра основного трубопровода. Для лучшего всасывания груза на их концах делают приемные храпки, которые размещают на днище танка в наиболее глубоком месте у кормовой переборки. Приемный храпок (рис. 177) представляет собой чугунную или стальную сварную коробку в основном прямоугольной формы.

Для соединения с приемным отростком на его корпусе имеется короткий патрубок с фланцем. Приемный отросток входит в него свободно и уплотняется сальником с пеньковой набивкой (по типу сальникового компенсатора).

Внизу корпус храпка имеет небольшие приливы, которыми его устанавливают на днище танка, а по бокам - приемные окна для груза.

Чтобы уменьшить глубину воронки, образующейся в конце откачки, и снизить возможность подсоса воздуха в трубопровод, раструб храпка делают достаточно широким. Это позволяет одновременно сделать небольшой и высоту приемных окон. У грузовых храпков высота окон составляет обычно 40-50 мм, иногда достигает 100 мм, у зачистных- 10-20 мм, что дает возможность откачивать груз почти насухо.

Для осмотра и очистки на корпусе храпка предусмотрена небольшая горловина с крышкой. Каждый приемник снабжен приемным клинкетом.

Клинкеты. Основные части клинкета (рис. 178): стальной корпус 3, крышка корпуса 4, дисковый затвор 2 (задвижка) и нарезной шток 9. Диск имеет клиновидное сечение и входит в соответствующее гнездо в корпусе клинкета. Уплотнительные поверхности диска и корпуса выполнены в виде впрессованных или наплавленных колец 11 из бронзы, латуни, никелевых сплавов или нержавеющей стали. Это делается для уменьшения коррозии рабочих поверхностей и облегчения их притирки.

Приемный храпок

Рис. 177. Приемный храпок:

1 - корпус;
2 - фланец;
3 - приемные окна;
4 - крышка для очистки

Шток соединяется с диском при помощи ходовой гайки 10, помещенной в гнезде диска. В верхней части он имеет буртик, поэтому может только вращаться, не перемещаясь поступательно.

Грузовой клинкет

Рис. 178. Грузовой клинкет:

1 - спускная пробка;
2 - задвижка;
3 - корпус;
4 - крышка корпуса;
5 - мягкая набивка;
6 - нажимная втулка;
7 - указатель подъема задвижки;
8 - маховик;
9 - шток;
10 - ходовая гайка;
11 - уплотнительные кольца






Читайте также:

Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 2
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 3
Грузовые и зачистные насосы. Вакуум-танки. Часть 1
Грузовые и зачистные насосы. Вакуум-танки. Часть 2
Измерители уровня груза и балласта в танках
Рейтинг@Mail.ru