Типы грузовых и зачистных систем



Грузовая система танкера служит для приема, распределения по танкам и выкачки жидкого груза и балласта. Груз принимают с помощью береговой насосной станции, остальные операции выполняют в основном судовыми насосами.

В состав грузовой системы входят: палубные приемники, к которым присоединяют перекинутые с берега гибкие шланги; днищевые магистрали с приемными отростками в танках; стояки, соединяющие палубные приемники с днищевыми магистралями; грузовые насосы; разобщительные клинкеты, балластные кингстоны.

В зависимости от принятой схемы днищевых магистральных трубопроводов различают три основных типа грузовых систем: кольцевую, линейную и систему с перепускными переборочными клинкетами (рис. 175).

Кольцевая система применяется в основном на танкерах небольшого дедвейта с насосным отделением, расположенным в средней части судна между танками (танкеры типа «Певек», «Алтай», «Казбек»), При такой системе по днищевому набору всех бортовых танков проходят две одинаковые магистрали, которые в крайних танках соединяются между собой, образуя замкнутое кольцо. От обеих магистралей отходят приемные отростки в каждый танк.

Принципиальные схемы грузовых систем

Рис. 175. Принципиальные схемы грузовых систем:

а - кольцевая;
б - линейная;
в - с перепускными переборочными клинкетами;
1 - грузовые танки;
2 - приемники в танках;
3 - днищевой магистральный трубопровод;
4 - палубные приемники;
5 - приемно-отливные стояки;
6 - грузовой насос;
7 - кингстон;
8 - дополнительный приемный стояк;
9 - дополнительный палубный приемник на юте;
10 - перепускной переборочный клинкет

Линейная система применяется на большинстве танкеров с насосным отделением, расположенным в кормовой части судна позади танков. При этой системе от насосного отделения проложены вдоль танков три-четыре (на малых танкерах - две) днищевые магистрали и все танки разделены на такое же количество групп. Каждая магистраль имеет приемные отростки только в танках своей группы. Если на судне есть чисто балластные танки, то их обслуживает отдельная магистраль. По сравнению с кольцевой системой линейная несколько проще и наиболее приспособлена для совмещения грузовых и балластных операций. Линейной системой оборудованы танкеры типа «Крым», «Леонардо да Винчи», «Лисичанск», «Прага», «Великий Октябрь» и др.

Система с перепускными переборочными клинкетами встречается на некоторых танкерах с кормовым расположением насосного отделения. Система имеет два основных варианта. В первом - все танки разбиты по длине судна, как и при линейной схеме, на три-четыре отдельные группы. Однако трубопроводы от насосного отделения проведены только в кормовой средний танк каждой группы, с которым остальные танки этой группы сообщаются через перепускные клинкеты в продольных и поперечных переборках. Такая система применяется на крупнотоннажных танкерах типа «София» и каспийских танкерах типа «Олег Кошевой».

В другом варианте, применяемом на каспийских танкерах типа «Инженер А. Пустошкин», трубопроводы от насосного отделения подведены только к кормовым танкам, среднему и бортовым, смежным с насосным отделением. Все остальные танки соединяются с ними через перепускные клинкеты в поперечных переборках.

Система с перепускными клинкетами, особенно ее второй вариант, требует меньше трубопроводов, обеспечивает более длительную работу грузовых насосов с подпором, благодаря чему остается мало груза на зачистку. Однако по сравнению с другими она менее гибка в эксплуатации, так как не позволяет заполнить или опорожнить любой необходимый танк. Это усложняет перевозку разносортных грузов, балластные операции, мойку танков. В случае выхода из строя одного из клинкетов приходится груз из всей группы танков выкачивать через зачистной трубопровод.

Балластный трубопровод при такой системе обычно выполняют независимым, по линейной схеме.

Зачистная система служит для откачки из танков остатков груза и балласта, не забранных через основные приемники.

Танкеры с кольцевой грузовой системой и поршневыми грузовыми насосами имеют совмещенную с грузовой зачистную систему. В каждом танке грузовой трубопровод имеет зачистные приемники, и зачистка осуществляется по грузовой магистрали теми же насосами, что и выгрузка. Для перехода на зачистку лишь переключают соответствующие клинкеты.

При других грузовых системах применяют автономную зачистную систему с отдельными насосами и магистралями с зачистными приемниками в танках. Система выполняется по линейной схеме, подобно линейной грузовой.

Зачистная система на танкерах типа «Крым» имеет некоторые особенности: благодаря наклону днища в танках груз полностью забирается через грузовые приемники, и зачистной насос служит только для зачистки груза, оставшегося в грузовом трубопроводе; для зачистки чистого балласта предусмотрена автономная зачистная система с отдельным насосом.




Читайте также:

Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 1
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 2
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 3
Грузовые и зачистные насосы. Вакуум-танки. Часть 1
Грузовые и зачистные насосы. Вакуум-танки. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru