Грузовое насосное отделение



В грузовом насосном отделении (ГНО) танкера находятся: грузовые и зачистные насосы, балластный трубопровод грузовых танков, перемычки между магистралями, насос для осушения трубопроводов и самого отсека, насос и подогреватели моечной воды и др.

На малых и средних танкерах с грузовыми насосами поршневого типа ГНО обычно расположено между танками, разделяя их на две изолированные группы. Такое расположение особенно удобно при перевозке грузов разных сортов, поскольку уменьшает риских смешения. Некоторые танкеры по этой причине имеют даже два ГНО, делящих танки соответственно на три группы. Использование для разгрузки поршневых насосов позволяет, несмотря на дифферент судна, легко откачивать груз из всех танков, включая крайние кормовые.

На крупных современных танкерах, оборудованных мощными центробежными насосами, ГНО почти всегда размещают в корме, позади танков. Центробежные насосы обладают слабой всасывающей способностью, но благодаря обычному дифференту танкера на корму обеспечивается естественный подпор насосов и возможность откачки груза из любых самых дальних танков.

Из-за различных неплотностей в насосах и трубопроводах в помещение ГНО неминуемо проникают нефтяные пары. Для удаления этих паров насосное отделение оборудовано самостоятельной системой вентиляции - искусственной вытяжной и естественной вдувной, обеспечивающей до 40 обменов воздуха в час. При этом воздух поступает в верхнюю часть помещения, а отсасывается из нижней, где скапливаются тяжелые пары нефтепродуктов (рис. 174).

Вытяжная вентиляция ГНО обычно обслуживается двумя электрическими вентиляторами. Их устанавливают в специальной выгородке вне насосного отделения. На современных танкерах часто предусматривается блокировка, не позволяющая запустить грузовой насос или открыть входную дверь в насосное отделение, пока не будет включена вентиляция ГНО.

Вытяжные трубы от вентиляторов выводятся на высоту неменее 10 м над грузовой палубой в стороне от судовых помещений. Во избежание попадания искр с палубы все наружные вентиляционные отверстия ГНО снабжаются защитными сетками.

Вентиляторы насосного отделения могут подсоединиться через специальные клинкеты к трубам грузовой системы. Это позволяет использовать их для дегазации грузовых танков.

В грузовом насосном отделении допускается освещение только взрывобезопасного типа. Один из самых распространенных взрывобезопасных светильников - ШС-3. Он состоит из трех люминесцентных ламп, помещенных в герметический стеклянный колпак, заполненный чистым трансформаторным маслом. Электрические кабели к лампам подведены в трубах, также заполненных маслом. К масляной системе присоединены электрические реле, контакты которых замкнуты только при наличии полного давления столба масла. В случае повреждения светильника или трубы масло вытекает из системы, уровень его падает и реле отключает питание соответствующего светильника. В других светильниках этого типа вместо масла используется сжатый воздух, действующий по тому же принципу.

Вентиляция грузового насосного отделения

Рис. 174. Вентиляция грузового насосного отделения

Выключатели светильников располагаются вне насосного отделения, перед входной дверью. При недостатке стационарного освещения используют переносные аккумуляторные фонари взрывобезопасного типа.

Для борьбы с возможным пожаром насосные отделения оборудуются системами газо-, паро- и пенотушения, а также ручными огнетушителями.

Входить в грузовое насосное отделение разрешается только с ведома вахтенного помощника капитана. Нельзя при этом иметь при себе, даже в карманах, спички, зажигалки и другие предметы, способные вызвать искру.




Читайте также:

Типы грузовых и зачистных систем
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 1
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 2
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 3
Грузовые и зачистные насосы. Вакуум-танки. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru