Мореходные качества судна. Часть 6



При движении судно преодолевает сопротивление воды и воздуха. Величина сопротивления зависит от скорости судна, его размеров, формы и состояния подводной части корпуса.

Для улучшения ходкости корпусу судна придается соответствующая обтекаемая форма, многие суда имеют особые бульбовые наделки в носовой части. Большую роль в обеспечении ходкости играет регулярная очистка подводной части корпуса от обрастаний морскими организмами и покраска ее ядовитыми красками, препятствующими обрастанию. Такая очистка и окраска производится при доковании: для судов, плавающих в северных широтах, не реже одного раза в один-два года, а для судов, плавающих в южных широтах, не реже одного раза в полгода-год (в зависимости от типа судна).

При увеличении скорости сопротивление движению судна и потребная мощность двигателя возрастают примерно в кубической зависимости. Например, если судно имеет двигатель мощностью 1000 л. с. и развивает скорость 9 узлов, то для получения скорости 18 узлов (увеличение в 2 раза) потребуется двигатель мощностью 8000 л. с. (увеличение в 8 раз), расход топлива увеличится тоже в 8 раз. Этой зависимостью объясняется сравнительно небольшая скорость судов обычного водоизмещения.

Сопротивление движению судна, однако, можно резко снизить путем приподнятая корпуса над водой с помощью подводных крыльев или воздушной подушки (см. 2). Другой способ снижения сопротивления - подводное плавание судна, когда исчезает затрата мощности на образование волн, преодоление воздушного сопротивления, а также устраняется вредное влияние на скорость волнения моря. Этот способ в гражданском флоте пока не находит применения.

Управляемость - это способность судна быть послушным рулю. Управляемость складывается из двух качеств: устойчивости на курсе - способности судна удерживать направление движения, и поворотливости - способности судна изменять направление движения.

Оба эти свойства предъявляют к судну противоположные требования, поэтому при проектировании судна предпочтение отдают тому качеству, которое для данного судна более важно.

Элементы циркуляции судна

Рис. 14. Элементы циркуляции судна:
D0 - Диаметр установившейся циркуляции;
Dт - диаметр тактической циркуляции

Размах качки

Рис. 15. Размах качки




Читайте также:

Мореходные качества судна. Часть 7
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 1
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 2
Главные двигатели. Часть 1
Главные двигатели. Часть 2
Главные двигатели. Часть 3
Рейтинг@Mail.ru