Грузовые и балластные танки. Часть 3



Для промывки и дегазации танков и трубопроводов служат системы механизированной мойки, пропаривания и вентиляции танков. Для уменьшения коррозии внутренних поверхностей танков применяется система осушения воздуха в танках или система осушенных инертных газов, обеспечивающая одновременно и пожарную безопасность.

Все грузовые танки оборудованы мощными противопожарными средствами, обычно системами пенотушения и паротушения. При перевозке грузов третьего разряда допускается применение в танках системы тонкораспыленной воды.

Магистрали перечисленных систем проложены по наружной палубе судна под переходным мостиком и имеют ответвления к каждому танку.

Балластные танки. Танкеры, как правило, бывают загружены только в одном направлении, и при обратном порожнем рейсе для сохранения мореходных качеств и нормальных условий прочности корпуса вынуждены принимать водяной балласт. Количество необходимого балласта составляет 20-30% от дедвейта в обычную погоду и до 70% при шторме.

Большинство танкеров до настоящего времени принимают основной балласт в грузовые танки после их выгрузки. По прибытии в порт погрузки балласт откачивают или в береговые емкости, если вода загрязнена нефтяными примесями, или за борт, если за время рейса успели промыть танки и заменить балласт чистым. Тем самым выполняются требования по борьбе с загрязнением моря нефтью.

Однако оба варианта имеют серьезные недостатки: первый требует больших емкостей в портах, второй - частой мойки танков, которая трудоемка, вызывает усиленную коррозию танкеров и не в каждом рейсе возможна. В обоих случаях откачка балласта из грузовых танков вызывает задержку погрузки этих танков, т. е. растягивает время грузовых операций.

В связи с этим на танкерах новой постройки, особенно крупнотоннажных, в районе грузовых отсеков устраивают чисто балластные танки. При прямых рейсах их не загружают или иногда используют для перевозки легких нефтепродуктов, а при обратных рейсах в них принимают чистый балласт. Танки обслуживаются отдельным насосом и трубопроводом, что исключает их загрязнение темными нефтепродуктами. Наличие таких танков позволяет судну совмещать грузовые и балластные операции, производя одновременно прием груза и слив балласта, и наоборот.

Следует отметить, что грузоподъемность танкера с чисто балластными тапками используется полностью: вместимость танкера рассчитывается по плотности легких нефтепродуктов, и при перевозке тяжелых сортов и полной загрузке судна остается избыток объема; этот избыток и составляют балластные танки.

По такому принципу спроектированы, например, танкеры типа «София» дедвейтом более 45 000 т (рис. 173) . Бортовые танки № 3 и 4 служат для приема 11 000 т чистого балласта. Если по условиям плавания этого количества оказывается недостаточно, дополнительный балласт принимают в часть средних танков, предварительно промытых. Моечную воду собирают в отстойных танках (№ 7). На схеме показан вариант балластировки танкера при волнении моря до четырех баллов.

Размещение балласта на танкере типа «София»

Рис. 173. Размещение балласта на танкере типа «София»

Оригинальная система балластировки применена на строящихся танкерах типа «Крым» (см. рис. 169, а). Чисто балластными танками служат отсеки двойного дна и танк № 3 - успокоитель качки. Увеличенное количество чистого балласта, составляющее 57 ООО т, обеспечивает танкеру такую осадку, которая позволяет не принимать балласт в грузовые танки при волнении моря до семи баллов.

В качестве дополнительных балластных емкостей на танкерах используют также носовые диптанки, форпик, коффердамы, не связанные трубопроводами с грузовой системой.

Коффердамы, кроме того, заполняются водой в противопожарных целях в следующих случаях: при перевозке грузов первого разряда, при опасной концентрации газов (свыше 3 мг/л), перед выгрузкой, на балластных переходах при недегазированных танках, немедленно - при пожаре.

Диптанки и форпик обслуживаются отдельным осушительно-балластным насосом, расположенным в носовом насосном отделении. Коффердамы заполняют обычно от пожарной магистрали, а осушают эжектором.




Читайте также:

Грузовое насосное отделение
Типы грузовых и зачистных систем
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 1
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 2
Конструктивные элементы грузовой и зачистной систем. Часть 3
Рейтинг@Mail.ru