Характеристика нефтяных грузов. Часть 2



Огнеопасность. Все нефтепродукты огнеопасны. Степень огнеопасности зависит от испаряемости нефтепродукта. Она характеризуется температурой вспышки - наименьшей температурой, при которой пары нефтепродукта образуют с воздухом смесь, способную вспыхнуть при поднесении открытого огня. Правилами Регистра СССР все нефтепродукты по степени огнеопасности делятся на три разряда в зависимости от температуры вспышки (табл. 4).

Таблица 4


Разряд нефтепродукта

Температура вспышки паров

Наименование нефтепродуктов

1


2


3
Ниже +28С


От+28 до+61С



Выше +61С >
Сырая нефть, бензин, лигроин, бензол, толуол, керосин тракторный и др.
Уайт-спирит, керосин осветительный, топливо для реактивных двигателей, легкое дизельное топливо и др.
Моторное топливо, мазуты, пиронафт, смазочные масла и др.


Наиболее огнеопасными являются нефтепродукты первого разряда, а также любой нефтепродукт, если его температура ниже температуры вспышки менее чем на 5°С. При перевозке таких грузов танкер должен удовлетворять наиболее высоким противопожарным требованиям.

Взрывоопасность паров. Если смесь нефтяных паров с воздухом находится в замкнутом объеме, то при определенной концентрации при поднесении открытого огня смесь взрывается. Наименьшая концентрация паров в воздухе, при которой возможен взрыв, называется нижним пределом взрываемости. Наибольшая концентрация, выше которой смесь не взрывается, называется верхним пределом взрываемости. Интервал между нижним и верхним пределами составляет зону взрываемости паров нефтепродукта.

Разные нефтепродукты имеют разные пределы взрываемости паров. Они указываются в таблицах свойств нефтепродуктов и могут быть выражены в концентрации паров в воздухе в процентах по объему, в миллиграммах на литр, а для насыщенных паров, заполняющих пустоты в груженых танках,- также и в градусах Цельсия (при этом нижний предел взрываемости обычно соответствует температуре вспышки).

Знание пределов взрываемости паров перевозимых нефтепродуктов и контроль концентрации паров в емкостях позволяют своевременно принимать необходимые меры предосторожности.

Способность электризоваться. При движении по трубам нефти, керосина, бензина и некоторых других нефтепродуктов вследствие трения слоев жидкости о стенки труб и друг об друга возникают заряды статического электричества. Накопленные заряды, если их не отвести, могут оказаться настолько значительными, что способны вызвать искровой разряд и воспламенение паров нефтепродукта. Для отвода статического электричества на танкерах устраивают специальную систему заземления.

Коррозионность. Многие нефтепродукты, особенно бензины и сырая нефть, а также забортная вода, принимаемая в качестве балласта, вызывают сильную коррозию танков. Для защиты от коррозии танки покрывают антикоррозионными составами.

Ядовитость. Пары нефтепродуктов вредны для здоровья людей. Наиболее опасны в отношении отравления этилированные нефтепродукты, содержащие ядовитые присадки тетраэтилсвинца.

Ядовитость нефтепродуктов, наряду с их высокой огнеопасностью, требует от экипажей танкеров строгого соблюдения специальных правил производственной и противопожарной безопасности, установленных для данного типа судов.




Читайте также:

Общее устройство танкера. Часть 1
Общее устройство танкера. Часть 2
Общее устройство танкера. Часть 3
Грузовые и балластные танки. Часть 1
Грузовые и балластные танки. Часть 2
Грузовые и балластные танки. Часть 3
Рейтинг@Mail.ru