Характеристика нефтяных грузов. Часть 1



Общая классификация. Нефть и ее производные состоят из углеводородов с примесью других химических соединений. Плотность большинства нефтепродуктов бывает в пределах 0,73-1,02. По плотности нефтепродукты условно делятся на легкие - с плотностью ниже 0,9 (бензины, керосины и т. п.) и тяжелые - около 0,9 и выше (моторное топливо, мазуты и т. п.).

Все нефтепродукты делятся также на светлые (бензины, керосины, дизельное топливо) и темные (сырая нефть, моторное топливо, мазуты). Отдельную группу составляют масла.

Перевозка нефтепродуктов каждой группы имеет свои особенности. Например, темные нефтепродукты обладают повышенной вязкостью, и для возможности откачки их требуется предварительно подогревать. Очистка танков от остатков таких грузов отличается наибольшей трудоемкостью.

При перевозке светлых нефтепродуктов предъявляются повышенные требования к чистоте танков, чтобы не испортить груз остатками предыдущего груза. Особые условия, исключающие возможность смешения, загрязнения или обводнения груза, необходимы при перевозке масел.

Температурное расширение. Все жидкие грузы, включая нефтепродукты, при изменении температуры значительно изменяют объем. Поэтому в танках необходимо оставлять достаточное свободное пространство.

Однако жидкий груз, имеющий свободный уровень, способен перетекать при крене на один борт, уменьшая остойчивость судна. Кроме того, перемещение жидкости при качке создает дополнительные ударные нагрузки на борта и переборки. В связи с этим грузовые отсеки на танкерах меньше по длине и ширине, чем на сухогрузных судах.

Испаряемость. Многие нефтепродукты отличаются большой испаряемостью (летучестью). При этом из нефтепродукта выделяются наиболее ценные легкие фракции, в результате происходит не только значительная потеря груза, но и снижение его качества. Интенсивность испарения зависит от сорта груза (наибольшая испаряемость у бензинов, керосинов, сырой нефти), его температуры и давления в танках. Для уменьшения испарения принимают ряд мер, важнейшая из которых - герметизация танков.




Читайте также:

Характеристика нефтяных грузов. Часть 2
Общее устройство танкера. Часть 1
Общее устройство танкера. Часть 2
Общее устройство танкера. Часть 3
Грузовые и балластные танки. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru