Мореходные качества судна. Часть 5



Снижение остойчивости из-за наличия на судне жидкости предупреждается несколькими путями: запрессовкой танков (т. е. заполнение их доверху, когда жидкость не будет переливаться), установкой продольных переборок, сужением верхней части танков.

Обледенение. При плавании зимой в северных и умеренных широтах случается обледенение судов. Это возникает при штормовом волнении и морозном ветре, когда брызги воды, попадая на надводные части судна, замерзают, покрывая слоем льда верхние палубы, борта, надстройки, мачты, шлюпки и пр. Толщина льда достигает иногда 10 - 20 см и тросы превращаются в колонны, а палубные механизмы - в глыбы льда. В практике мореплавания были случаи гибели небольших судов из-за потери остойчивости при сильном обледенении, так как лед увеличивает вес судна, повышает его центр тяжести и увеличивает парусность корпуса.

Остойчивость судна бывает различной при разных углах крена. В начале накренения плечо l, а следовательно и восстанавливающий момент Мв, возрастает и достигает максимума примерно при крене 30°, а затем начинает уменьшаться и при крене 60 - 70° становится равным нулю, т. е. судно полностью теряет остойчивость. Поэтому очень большой крен, даже кратковременный, опасен для всякого судна.

Непотопляемость - это способность судна после затопления части судовых помещений сохранять плавучесть, остойчивость и частично другие мореходные качества.

Непотопляемость обеспечивается делением корпуса на водонепроницаемые отсеки, устройством двойного дна, оборудованием судна специальными системами для удаления и перепуска воды и мощными водоотливными насосами. Основное из этих средств - деление корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками, так как даже при небольшой пробоине количество поступающей внутрь воды будет столь велико, что справиться с нею насосы не в состоянии. Водоотливные насосы ставят в основном для удаления воды после заделки пробоины, или воды, поступающей через не плотности в соединениях. Количество поперечных водонепроницаемых переборок устанавливается по Правилам Регистра такое, чтобы грузовые суда оставались на плаву при затоплении одного любого отсека, а пассажирские - при затоплении двух любых смежных отсеков.

Непотопляемость судна зависит не только от конструктивных особенностей, учитываемых в период проектирования и постройки судна, но в значительной мере от умения экипажа судна правильно эксплуатировать его.

Ходкость - это способность судна развивать заданную скорость при наименьших затратах мощности главного двигателя.




Читайте также:

Мореходные качества судна. Часть 6
Мореходные качества судна. Часть 7
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 1
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru