Системы пенотушения. Часть 3



Пепогенератор (рис. 162) состоит из распылителя, диффузора и пакета из двух мелкоячеистых сеток. Эмульсия выбрасывается из распылителя на сетки в мелкораспылеином виде и покрывает н к тонкой пленкой. Одновременно струя увлекает в диффузор воздух из атмосферы, который выдувает из пленки пенные пузырьки, вследствие чего и образуется 100-120-кратная пена. Пеногенераторы высокократпой пены бывают стационарные и переносные, производительность их от 100 до 2000 л и более пены в 1 с.

Пеногенератор высокократной пены ПГВ-600

Рис. 162. Пеногенератор высокократной пены ПГВ-600:

1 - распылитель;
2 - быстросмыкающаяся гайка для присоединения пожарного рукава;
3 - вихревая камера распылителя;
4 - сопло распылителя;
5 - соединительные дуги;
6 - диффузор;
7 - пакет сеток;
8 - направляющая насадка

Высокократная пена применима для тушения пожаров на судах всех типов и назначений. Наиболее эффективна при использовании в помещениях и отсеках, где действует как средство объемного тушения.

Системы воздушно-механического пенотушения на судах бывают двух основных типов: с разводкой труб по охраняемым отсекам и с лафетными стволами.

Система пенотушения танкера, выполненная с разводкой труб, показана на рис. 163. Судно имеет две станции пенотушения: на юте и баке. На каждой станции установлено не менее двух цистерн с пенообразователем, которые подключаются к системе поочередно. Эмульсия от обеих станций подается в общую магистраль пенотушения, проложенную под переходным мостиком. От магистрали в каждый грузовой танк отходит отросток с разобщительным клапаном и стационарным воздушно-пенным стволом.

Образующаяся пена поступает в танки через перфорированные трубы (диаметр отверстий 30-40 мм при шаге 100-150 мм) или через раструбы пенослива, расположенные сразу под настилом палубы. Чтобы в обычных условиях пары нефтепродуктов не выходили из танка в пенопровод, у каждого ствола установлена предохранительная мембрана из тонкой фольги или резины. При пуске пены в отсек она разрушается.

Для присоединения пожарных рукавов с ручными воздушно- пенными стволами на магистрали и ее отростках установлены не реже 20 м друг от друга сдвоенные пожарные рожки диаметром 70 мм. Для отключения отдельных участков в случае их повреждения па магистрали через каждые 30-40 м имеются отсечные клапаны. В нормальных условиях они постоянно открыты.

Все основные клапаны системы оборудуются пневматическими приводами, что позволяет управлять ими дистанционно из рулевой рубки или центрального пожарного поста. Ручные приводы выведены на переходной мостик и служат резервными.

Многие современные танкеры оборудованы системой пенотушения с лафетными стволами. В этом случае разветвления труб по отсекам не делают, а эмульсия от станций подается под повышенным давлением (10-20 кгс/см2) к лафетным воздушно-пенным стволам, установленным по бортам на палубе юта, бака и средней надстройки. При больших расстояниях между надстройками дополнительные стволы устанавливают на возвышенных платформах на грузовой палубе. Лафетные стволы выбрасывают на грузовую палубу струи пены длиной не менее 40 м, так что зоны их действия взаимно перекрываются. Каждый ствол может питаться эмульсией от обеих станций. Система имеет важные достоинства: она требует значительно меньше труб и арматуры и отличается большой живучестью, так как в случае взрывов и повреждения грузовой палубы стволы остаются невредимыми.

Схема системы воздушно-механического пенотушения на танкере

Рис. 163. Схема системы воздушно-механического пенотушения на танкере:

1 - кингстон;
2 - пожарный насос;
3 - труба к водопожарной магистрали;
4, 13 - станции пенотушения;
5 - цистерны с жидким пенообразователем;
6 - смеситель;
7 - магистраль пенотушения;
8 - станционарный ствол;
9 - разобщительные клапаны;
10 - предохранительная мембрана;
11 - подвод к пеносливным трубам в танках;
12 - сдвоенные пожарные рожки для присоединения ручных стволов;
13 - отсечные клапаны


Лафетные воздушно-пенные стволы устанавливают также на пожарных судах, буксирах-спасателях, ледоколах, но здесь они предназначены для тушения пожаров на других судах.

Общая производительность систем пенотушения на танкерах определяется из расчета покрытия пеной в течение 5 мин двух- трех смежных грузовых отсеков, наибольших по площади. Запас пенообразователя на судне должен быть 3-6-кратным к расчетному количеству.




Читайте также:

Вспомогательные средства пожаротушения. Часть 1
Вспомогательные средства пожаротушения. Часть 2
Характеристика нефтяных грузов. Часть 1
Характеристика нефтяных грузов. Часть 2
Общее устройство танкера. Часть 1
Общее устройство танкера. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru