Системы парогазового тушения. Часть 2



На судах в системе углекислотного тушения применяют обезвоженную жидкую углекислоту, которая, попав в атмосферные условия, расширяется и переходит в газообразное состояние, увеличиваясь в объеме в 450 раз. При испарении углекислота потребляет много тепла из окружающей среды, что также способствует тушению. Для эффективного тушения пожара необходимо ввести углекислый газ в объеме, равном 30% охраняемого помещения.

Углекислота хранится в стальных баллонах под высоким давлением (при 19° С - 50 кгс/см2). Эти баллоны находятся на станции углекислотного тушения. Общий запас углекислоты на судне принимают из расчета заполнения газом 30-40% объема наибольшего охраняемого отсека. Если запас углекислоты превышает 1400 кг, на судне оборудуются две станции в разных концах судна, причем на каждой из них должно храниться не менее 2/з расчетного количества углекислоты. Станции находятся в отдельных помещениях на верхней палубе и должны быть удалены от жилых кают. Помещения станций оборудуются вытяжной вентиляцией и имеют независимый выход на открытую палубу. Температура в помещении станции должна поддерживаться не выше 40° С, иначе резко возрастает давление в баллонах (при 40° С - 130 атм) и возможны утечки углекислоты.

 Принципиальная схема системы углекислотного тушения

Рис. 159. Принципиальная схема системы углекислотного тушения:

1 - батарея баллонов с жидкой углекислотой;
2, 9 - пусковые запорные клапаны;
3 - соединительный трубопровод;
4 - помещение углекислотой станции;
5 - манометр;
6 - разобщительные невозвратно-запорные клапаны;
7 - сборный коллектор;
8 - распределительный коллектор;
10 - трубопроводы подвода углекислоты в обслуживаемые помещения;
11 - обслуживаемое помещение;
12 - кольцевой трубопровод;
13 - распылительная насадка (сопло)

Стандартные баллоны емкостью 40 л содержат по 25 кг жидкой углекислоты. Их устанавливают на станции в вертикальном положении и для удобства управления объединяют в батареи по 3-12 штук. Для выпуска углекислоты в систему на баллонах имеются запорные клапаны, а на случай чрезмерного повышения давления установлены предохранительные мембраны. При подъеме давления до 180 атм мембрана разрушается и углекислота стравливается по предохранительному трубопроводу в атмосферу. Наличие углекислоты в баллонах проверяют не реже раза в год путем взвешивания баллонов или определения уровня специальным прибором. При утечках более 10% баллоны подлежат перезарядке.




Читайте также:

Системы парогазового тушения. Часть 3
Системы парогазового тушения. Часть 4
Системы пенотушения. Часть 1
Системы пенотушения. Часть 2
Системы пенотушения. Часть 3
Вспомогательные средства пожаротушения. Часть 1
Рейтинг@Mail.ru