Мореходные качества судна. Часть 4



Факторы, влияющие на остойчивость судна. Прием и выгрузка грузов. При приеме и выгрузке грузов поперечная метацентрическая высота судна может сильно изменяться. При низком расположении в трюмах тяжелых грузов (металл, руда) понижается центр тяжести всего судна и увеличивается метацентрическая высота.

При погрузке тяжелых грузов в твиндек и приеме габаритных грузов (лес, машины) на палубу центр тяжести повышается и, следовательно, уменьшается метацентрическая высота. Такие же изменения происходят при вертикальном перемещении грузов, приеме балласта (жидкого или твердого). Таким образом, при понижении центра тяжести судна остойчивость увеличивается, а при повышении - уменьшается.

Самопроизвольное перемещение грузов. При качке большую опасность для судна представляет перемещение плохо закрепленного или неправильно уложенного груза (бочек, листового металла и др.) к одному из бортов. Появление большого постоянного крена при бортовой качке может привести к потере остойчивости. Подобное положение может возникнуть и при перемещении сыпучих грузов (зерна, рудных концентратов), которые перевозятся в трюмах насыпью. Это случается, когда в трюме есть свободное пространство, а угол крена будет достаточно большим.

Каждый сыпучий груз имеет свой угол естественного откоса, например, льняное семя приближается по этим свойствам к жидкости.

Для предупреждения возможного пересыпания зерна в трюмах устанавливают прочные временные продольные переборки (шифтингбордсы). Если зерно заполняет весь трюм, то делают питатели для пополнения трюма зерном, так как оно при качке подвержено усадке. Если зерно не заполняет весь трюм, его выравнивают и сверху укладывают несколько рядов мешков с зерном.

При перевозке других сыпучих грузов, например рудных концентратов, следует учитывать их влажность, которая резко меняет их подвижность.

Немногие случаи опрокидывания судов, имевшие место в мировой практике мореплавания, происходили чаще всего из-за несоблюдения правил перевозки сыпучих грузов.

Влияние жидкости на остойчивость судна. Вода и жидкое топливо, имеющиеся на всех судах обычно в большом количестве (сотни тонн и более), в случае неполного заполнения танков представляют серьезную опасность для судна, так как жидкость, имеющая свободную поверхность, при качке переливается в сторону крена, уменьшая этим остойчивость. Остойчивость уменьшается тем быстрее, чем больше площадь свободной поверхности жидкости и общее ее количество.




Читайте также:

Мореходные качества судна. Часть 5
Мореходные качества судна. Часть 6
Мореходные качества судна. Часть 7
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 1
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru