Сточно-фановые системы



Фановая система служит для удаления фекальных вод из гальюнов. На современных судах, кроме самых малых, система делается закрытого типа; фекальная вода из гальюнов поступает самотеком по трубопроводу в закрытую фекальную цистерну, откуда периодически откачивается в море. Если судно находится в порту или прибрежном районе, опорожнение цистерн во избежание загрязнения водоемов разрешается только в береговые или плавучие емкости.

Санитарные приборы гальюнов (унитазы, писсуары) оборудованы смывным устройством, к которому поступает вода от системы забортной воды через клапан с педальным приводом. Чтобы предотвратить проникновение запахов из фанового трубопровода в помещение, санитарные приборы снабжены сифонами, в которых создается водяной затвор, не пропускающий газы.

Фановый трубопровод прокладывается к цистернам кратчайшим путем, без резких изгибов и горизонтальных участков. Диаметр трубопровода не менее 100 мм.

Фекальные цистерны размещают в машинно-котельных отделениях или других подобных помещениях трюмной части судна. Воздушные трубы цистерн выводятся в кожух дымовой трубы или в пустотелую мачту. Цистерны опорожняются насосами, эжекторами, иногда сжатым воздухом. Пуск и остановка фекальных насосов осуществляется с помощью приборов автоматики, которые на время стоянки отключают. Для периодической очистки цистерны оборудованы трубопроводами химической промывки и пропаривания, а во избежание переполнения - сигнализацией о заполнении цистерны на 80%.

Отливной трубопровод фановой системы выводится за борт в районе ватерлинии и заканчивается невозвратной захлопкой. Выходные отверстия размещают возможно дальше от приемных кингстонов, мест спуска шлюпок, парадных трапов. На многих судах фановые и другие отливные трубопроводы выведены на один борт, обычно левый («грязный» борт), а приемники забортной воды всех других систем установлены по другому борту.

Фановые трубопроводы снабжены горловинами и пробками для прочистки, патрубками для промывши забортной водой от пожарной магистрали, паровыми патрубками для продувки выходных отверстий в зимнее время.

Сточная система служит для удаления сточной воды из умывальников, ванн, душевых, прачечных, камбуза. Система устроена подобно фановой: грязная вода от раковин и от шпигатов, установленных в полу помещений, отводится по сточному трубопроводу в сборную цистерну, откуда откачивается за борт в открытом море. Диаметр сточного трубопровода 50-60 мм. Во избежание засорения трубопровода отводящие патрубки снабжены решетками и отстойниками грязи. Чтобы в помещения не проникали запахи из системы, в патрубках и шпигатах делаются гидравлические затворы (рис. 154, б). Сточные цистерны бывают отдельные или совмещенные с фекальными.

Система шпигатов открытых палуб служит для удаления воды, попадающей на палубы при дожде, мойке и т. п. Система состоит из шпигатов, установленных вдоль бортов в ватервейсах и присоединенных к ним спускных трубок. Через шпигаты и трубки вода последовательно стекает с одной палубы на другую и с нижней уходит за борт или в льяла. Палубные шпигаты снабжены решетками для предупреждения засорения (рис. 154, а), а если вода удаляется через них в льяла, то имеют также гидравлический затвор и запорное устройство.

Большие массы воды удаляются с открытых палуб через штормовые портики - специальные вырезы в фальшборте, огражденные решетками.

Шпигаты

Рис. 154. Шпигаты:

а - с водяным затвором и запорным устройством;
б - простой




Читайте также:

Противопожарные мероприятия на судах
Системы пожарной сигнализации
Системы водотушения. Часть 1
Системы водотушения. Часть 2
Переходное соединение международного образца. Чать 1
Рейтинг@Mail.ru