Мореходные качества судна. Часть 3



При увеличении крена величина восстанавливающего момента сначала увеличивается, достигает максимума, а потом со входом палубы в воду начинает уменьшаться. Когда восстанавливающий момент становится равным нулю, судно теряет остойчивость, т. е. опрокидывается. Этот предельный угол крена не должен быть меньше 60°. Учитывая, что в формуле Мв = Dl, величина водоизмещения В остается неизменной, это произойдет при уменьшении плеча остойчивости l до нуля и далее, когда изменится знак l на минус (отрицательная остойчивость). В случае установления равенства кренящего и восстанавливающего моментов при медленном наклонении судна наступит равновесие и судно будет сохранять постоянный крен.

Такое положение мы наблюдаем на шлюпке, идущей под парусами при устойчивом боковом ветре, но стоит только измениться силе или направлению ветра, или гребцам пересесть ближе к одному из бортов, как немедленно изменится и крен шлюпки. Это равновесие будет очень динамичным из-за большого количества факторов, влияющих на него.

Для сравнения остойчивости судов недостаточно знать остойчиво оно или нет, нужно уметь измерить это свойство количественно.

Точка пересечения линии действия силы поддержания с диаметральной плоскостью судна (точка М) называется метацентром.

Плечо остойчивости l будет показателем остойчивости судна, но им пользуются для этих целей при больших углах крена. При малых углах крена до 10 - 15° (при условии, что палуба не ушла в воду или не обнажилась скула) для определения так называемой начальной остойчивости пользуются метацентрической высотой h. Плечо остойчивости зависит от метацентрической высоты и от угла крена, но при малых углах крена восстанавливающий момент Мв увеличивается пропорционально углу крена, поэтому мет ацентрическая высота при малых углах крена будет мерой начальной остойчивости.

Остойчивость судна не остается неизменной. Она зависит от взаимного расположения ц. т. и ц. в., которые перемещаются при приеме, выгрузке груза, его перемещении в трюмах и от других причин. Чем больше метацентрическая высота, тем больше восстанавливающий момент и остойчивее судно, однако при большой остойчивости судно имеет резкую качку. Поэтому у большинства типов судов метацентрическая высота бывает в пределах 0,5 - 1,2 м и лишь у ледоколов достигает 4,0 м.




Читайте также:

Мореходные качества судна. Часть 4
Мореходные качества судна. Часть 5
Мореходные качества судна. Часть 6
Мореходные качества судна. Часть 7
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 1
Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru