Мореходные качества судна. Часть 2



Необходимый для безопасного плавания судна запас плавучести обеспечивается приданием судну в процессе проектирования достаточной высоты надводного борта, устройством водонепроницаемых закрытий и делением судна на отсеки прочными водонепроницаемыми переборками и палубами. При отсутствии переборок и палуб любое повреждение подводной части судна при невозможности заделать его приводит к полной потере запаса плавучести и гибели судна.

Запас плавучести зависит от высоты надводного борта - чем выше надводный борт, тем больше запас плавучести. Минимальная допустимая высота надводного борта определяется Правилами Регистра СССР в зависимости от типа судна. Для контроля за ее сохранением на обоих бортах судна наносят особую грузовую марку (см. 7).

Остойчивость - это способность судна противостоять силам, вызывающим его наклонение, а после прекращения действия этих сил возвращаться в первоначальное положение равновесия.

Положение центра тяжести (ц. т.) при качке судна на волне остается неизменным, если не происходит перемещения груза. Центр величины (ц. в.) - это геометрический центр подводной части судна, и при крене судна он изменяет свое положение.

Различают поперечную и продольную остойчивость.

Поперечная остойчивость проявляется при крене судна, т. е. при наклонениях его на борт. Продольная остойчивость действует при наклонениях судна на нос или корму, т. е. при килевой качке. Если силы, вызывающие наклонение судна, действуют медленно, то различают статическую остойчивость, а если быстро, - то динамическую, при которой надо учитывать инерцию судна.

Наклонения судна возможны по разным причинам: от действия волн, ветра, из-за перемещения пассажиров на один борт и т. д.

Предположим, что остойчивое судно накренилось под действием внешних сил (рис. 13,6). Центр тяжести судна остается в точке G, но центр величины из-за изменения формы подводной части переместится в новую точку С1. Силы веса D и поддержания LyV теперь уже действуют не на одной прямой, а образуют восстанавливающий момент, равный Мв=Dl, который стремится вернуть судно в исходное положение. Причем крен будет увеличиваться до тех пор, пока не наступит равенство крепящего и восстанавливающего моментов (Мrр = Мв). Такое положение возможно только при медленном (статическом) действии кренящей силы.

Если же крен судна увеличивается быстро, что будет, например, при шквальном ветре, сильном рывке буксирного троса и в некоторых других случаях, то возникнет динамический кренящий момент. В этом случае крен судна будет увеличиваться до определенного предела и после достижения равенства кренящего и восстанавливающего моментов, ибо будут действовать силы инерции. Крен этот обычно в два раза больше крена от статического действия такого же кренящего момента. Это положение учитывается при определении остойчивости судна по Нормам остойчивости морских судов Регистра СССР назначением большего плеча остойчивости.




Читайте также:

Мореходные качества судна. Часть 3
Мореходные качества судна. Часть 4
Мореходные качества судна. Часть 5
Мореходные качества судна. Часть 6
Мореходные качества судна. Часть 7
Рейтинг@Mail.ru