Мореходные качества судна. Часть 1



Для безопасности и удобства людей, плавающих на судне, для сохранной доставки грузов судно должно обладать рядом мореходных качеств: плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, плавностью качки, ходкостью и управляемостью.

Изучением мореходных качеств судна занимается специальная наука - теория корабля, по основные сведения о них необходимо знать каждому моряку, чтобы понимать и правильно использовать законы, по которым судно плавает. В истории мореплавания известно немало случаев, когда прочные суда погибали со всей командой вследствие плохих мореходных качеств судна.

В процессе эксплуатации мореходные качества судна могут изменяться, так как они зависят от многих факторов, например, от количества принятого груза, его размещения и т. д.

Знание теории корабля позволяет судоводителю выбрать правильную схему загрузки судна и избежать опасных положений при различных условиях плавания.

Плавучесть - это способность судна плавать, имея заданную нагрузку и определенную осадку.

На судно, плавающее на спокойной воде, постоянно действуют две силы (рис. 13, а):

сила веса D которая приложена в центре тяжести судна G и направлена вниз;

сила поддержания, соответствующая по закону Архимеда массе вытесненной судном воды LyV. Она приложена в центре величины судна С (центре тяжести подводной части) и направлена вверх.

Действие сил веса и поддержания на судно

Рис. 13. Действие сил веса и поддержания на судно:

а - в прямом положении;
б - в наклоненном (без перемещения центра тяжести, например, под действием ветра или волнения)



Чтобы плавающее судно находилось в равновесии, эти две силы должны быть равны по величине и направлены в противоположные стороны по одной вертикали.

При плавании в штормовую погоду, а также в случае пробоины, течи судно принимает значительное количество воды, увеличивающей его массу. Поэтому судно должно иметь определенный запас плавучести.

Запас плавучести - это непроницаемый для воды объем корпуса судна, находящийся выше действующей ватерлинии. Этот объем образует помещения, ограниченные верхней водонепроницаемой палубой, а также надстройки при условии, что они водонепроницаемы, т. е. имеют водонепроницаемые двери и другие закрытия. При отсутствии запаса плавучести судно затонет при попадании внутрь корпуса даже небольшого количества воды.

Мерой запаса плавучести является отношение надводного объема корпуса к объемному водоизмещению судна.

Для сухогрузных судов запас плавучести составляет 25 - 50% водоизмещения, для наливных - 10 - 25% и пассажирских - до 100%.




Читайте также:

Мореходные качества судна. Часть 2
Мореходные качества судна. Часть 3
Мореходные качества судна. Часть 4
Мореходные качества судна. Часть 5
Мореходные качества судна. Часть 6
Рейтинг@Mail.ru