Эксплуатационные качества судна



Грузоподъемность - это масса перевозимых судном различных грузов, выраженная в тоннах. Различают дедвейт и чистую грузоподъемность. Дедвейт (DW) - это разность между водоизмещениями в полном грузу и порожнем. В него входит масса всех переменных грузов на судне, т. е. масса полезного груза, судовых запасов (топлива, пресной воды и пр.), водяного балласта, экипажа и пассажиров с багажом. Величина дедвейта для каждого конкретного судна является постоянной.

Чистая грузоподъемность (Рг) - это масса только полезного груза, который может принять судно. Точный расчет судовых запасов на рейс и сокращение их излишков позволяет нередко повысить установленную чистую грузоподъемность, а тем самым и эффективность работы судна.

Грузовместимость - это объем судовых помещений для перевозки груза, выраженный в кубических метрах. Принято различать грузовместимость насыпью - для зерна и грузовместимость киповую - для штучных грузов. Вторая примерно на 10% меньше первой из-за невозможности полностью использовать часть грузовых помещений между выступающими балками судового набора.

Лучшим вариантом загрузки судна является такой, когда полностью используется и грузоподъемность и грузовместимость. Так как 1т разных грузов занимает разный объем, учитывают удельную грузовместимость судна (отношение грузовместимости к чистой грузоподъемности). У судов для генеральных грузов она равна 1,8 - 2,1 м3/т, у танкеров - 1,5 м3/т, у рудовозов - 1,4 м3/т.

Регистровая вместимость. В мировой практике размеры судов оценивают по регистровой вместимости. Единицей измерения ее служит регистровая тонна, являющаяся условной мерой объема и равная

1 per. т = 2,83 м3 (или 100 куб. футам).

Регистровая вместимость измеряется по специальным Правилам обмера судов и делится на валовую и чистую.

Валовая регистровая вместимость (брутто-регистровый тоннаж - BRT) включает объем всех закрытых помещений под палубой и в надстройках, за исключением отсеков двойного дна, используемых только для водяного балласта, а также некоторых служебных помещений на верхней палубе и выше (рулевой рубки, камбуза, санузлов и пр.).

Чистая регистровая вместимость (нетто-регистровый тоннаж - NRT) получается путем вычета из валовой вместимости объема помещений, не предназначенных для перевозки грузов и пассажиров (помещения экипажа, механизмов, навигационные и пр.). Иными словами, она учитывает только помещения, приносящие судовладельцу непосредственный доход: грузовые и пассажирские. 11екоторые суда, например буксиры, имеют чистую вместимость, равную нулю. Валовая и чистая вместимость указывается в мерительном свидетельстве судна. Пропорционально регистровой вместимости взимают с судов сборы и пошлины (за проход каналов, услуги лоцмана, пользование причалами и пр.). По величине регистровой вместимости судов ведется статистический учет тоннажа флота.

Скорость судна - это расстояние, проходимое судном в единицу времени. У морских судов скорость измеряется в узлах. Один узел равен одной морской миле (1852 м) в час.

Скорость большинства грузовых судов бывает в пределах 14 - 20 узлов, у судов на подводных крыльях может достигать 40 - 50 узлов, у судов на воздушной подушке - 50 - 80 узлов.

К эксплуатационным качествам судна относятся также пасса- жировместимость (для пассажирских судов), мощность главных двигателей, оснащенность грузовыми средствами и др.




Читайте также:

Мореходные качества судна. Часть 1
Мореходные качества судна. Часть 2
Мореходные качества судна. Часть 3
Мореходные качества судна. Часть 4
Рейтинг@Mail.ru