Архитектурные типы судов



Надстройка и верхняя палуба. По этому признаку различают следующие суда (рис. 10).

Трехостровные суда, имеющие три надстройки: в носу (бак), в средней части (средняя надстройка) и в корме (ют). Этот тип особенно характерен для грузовых судов ранней постройки и широко распространен до настоящего времени. Надстройки служат для расположения в них различных судовых помещений и для улучшения мореходных качеств судна. Они повышают запас плавучести и непотопляемость судна; бак, кроме того, улучшает всхожесть судна на волну, ют защищает палубу от заливания попутной волной.

Двухостровные суда имеют две надстройки, чаще всего бак и ют. Суда такого типа - это танкеры, суда для перевозки навалочных грузов и др.

Суда с удлиненным баком. У них надстройка бака удлинена или слита со средней надстройкой. Удлиненный бак имеют морские буксиры, спасательные и другие суда, которые должны обладать повышенной мореходностью. Удлиненный бак делается и у многих транспортных судов с целью увеличения объема носовых помещений.

Суда с удлиненным ютом. У таких судов надстройка юта удлинена или слита со средней надстройкой, что позволяет увеличить объем кормовых помещений. Удлиненный ют у многих грузовых и промысловых судов.

Архитектурные типы судов

Рис. 10. Архитектурные типы судов:
1 - трехостровное судно;
2 - двухостровное;
3 - с удлиненным баком;
4 - с удлиненным ютом;
5 - со сплошной надстройкой;
6 - гладкопалубное без надстроек;
7 - квартердечное;
8 - с тронковой палубой

Суда со сплошной надстройкой. Сплошная надстройка, идущая по всей длине судна, характерна для пассажирских судов, так как позволяет разместить большое количество самых различных помещений.

Гладкопалубные суда без надстроек имеют только рубки. К этому типу относятся, например, портовые буксиры, у которых на верхней палубе только одна рубка, не доходящая до бортов.

Квартердечные суда отличаются тем, что имеют в кормовой части квартердек - местный подъем верхней палубы на 1 - 1,2 м. Квартердек делают для увеличения объема кормовых отсеков. Это позволяет больше принимать груза в кормовые трюмы и избежать при полной загрузке судна дифферента на нос. Кроме того, при расположении машинного отделения в корме квартердек позволяет удобнее разместить оборудование энергетической установки. Квартердечные суда могут иметь любые надстройки.

Суда с тронковой палубой. Верхняя палуба этих судов имеет приподнятую часть (тронк), проходящую вдоль судна в районе грузовых отсеков. Такая палуба бывает у некоторых танкеров и зерновозов небольшой грузоподъемности. Наличие тронка предупреждает опасное смещение груза на один борт при качке.

Число палуб. По числу палуб основного корпуса различают суда одно-, двух- и многопалубные.

Грузовые суда в зависимости от рода перевозимого груза имеют одну - три палубы. На крупных пассажирских судах число палуб основного корпуса может достигать четырех (например, суда типа «Иван Франко») и более.




Читайте также:

Главные размеренич и водоизмещение судна. Часть 1
Главные размерения и водоизмещение судна. Часть 2
Эксплуатационные качества судна
Мореходные качества судна. Часть 1
Мореходные качества судна. Часть 2
Рейтинг@Mail.ru