Политические интересы фашистского государства



Эти задачи в 1941 - 1942 гг. частично перешли к вновь созданным государственным объединениям. В марте 1941 г. основалось государственное объединение угля, руководителями которого стали генерал-директор «Герман Герингверке» Плейгер, а также монополисты Виссельман, Флик и Крунн. Имперские объединения, из которых объединения угля и стали были самыми активными, представляли собой органы монополий, занимавшиеся государственными и производственно-техническими функциями. Имелись также важные органы, которые внешне носили частный характер, однако принимаемые ими решения имели серьезное хозяйственно-политическое и политическое значение. В качестве примера можно назвать так называемый «малый круг» черной металлургии и сталеплавильной промышленности, в который входили Пёнзген, Цанген, Лёзер, Тгарт, Клёкнер, Любзен и Флик-монополисты большого концерна объединенных сталелитейных предприятий, заводов по производству труб Маннесмана, Фридриха Крупна, Хеша, Клёкнера и средненемецких сталелитейных заводов. Эти лица представляли семь влиятельнейших концернов с 80% общего производства. Они контролировали с помощью генерального уполномоченного по чёрной металлургии и сталеплавильному производству управления четырехлетнего плана фон Ганнекена и руководителя «Герман Герингверке» Плейгера всю немецкую черную металлургию.

Руководящим государственно-монополистическим органам, однако, не удалось избежать соперничества, вытекающего из закономерностей капитализма, или хотя бы добиться эффективного планирования военной экономики. Эти органы стремились охранять общие интересы монополистического капитала, которые совпадали с экономическими и политическими интересами фашистского государства, и координировать ради этого деятельность монополий, а также улаживать конфликты между различными монополистическими группами и концернами. В этом проявлялась среди других и функция регулирования фашистского государственного аппарата в государственно-монополистической системе.

С наступлением серьезных трудностей в военной экономике, проявившихся, например, в том, что военная промышленность не обладала достаточными производственными мощностями по изготовлению пороха и взрывчатых веществ, голос промышленников, таких, как Пёнзген, Вюхер и Вайбл, а также Геринга и генерала Томаса, которые требовали дальнейшей централизации, стал еще сильнее. Однако в этой ситуации существовавшие до сих пор органы руководства экономикой не справились со своими задачами, и 17 марта 1940 г. было создано новое министерство вооружения и боеприпасов, которое возглавил Фриц Тодт. Хотя это министерство прежде всего ограничивалось производством боеприпасов для сухопутных войск, его учреждение представляло значительное событие в развитии фашистской и государственно-монополистической системы в период войны. Это министерство взяло на себя в большом количестве командные функции в военной экономике и стало руководящим государственно-монополистическим органом в области хозяйства.

После основания министерства боеприпасов воротилы концернов взяли на себя персональную ответственность за экономическую политику и развитие производства. Сосредоточение экономической и политической власти в руках концернов соответствовало как целям монополистического капитала, так и задачам, перед которыми встала военная экономика в связи с длительно продолжающейся войной.

Несмотря на мероприятия по концентрации руководства военной экономикой, перелом в сторону значительного подъема военного производства в первый период войны не произошел. В самый удачный месяц 1940 г. производство составляло 900 самолетов различных типов, около 200 танков, 1750 боевых машин и 2 (позднее 6) подводные лодки. В результате агрессии против Восточной, Северной и Западной Европы временно улучшилась сырьевая база для германской военной промышленности. Так, до 1941 г. всего было захвачено следующее количество сырья: 365 400 тонн цветного металла, 272 тыс. тонн чугуна, 1 860 тыс. тонн металлического лома, 164 тыс. тонн химических продуктов, 12 200 тонн каучука, 363 тыс. тонн бензина, 220 тыс. тонн авиационного бензина, 51 900 тонн сырой кожи, 6 200 тыс. пар сапог и т. д. Вместе с тем был обеспечен привоз руды из Швеции, Испании (медь) и Португалии (вольфрам).


Читайте также:

Повышение производства вооружения
Жизненный уровень немецких рабочих
Война против Великобритании
Война на море
Содержание

Рейтинг@Mail.ru